Л.В. Прибыткова, Л.В. Прибыткова, канд. соц. наук, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики ИГСУП 2012 г.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. (ст. 12 Конституции Российской Федерации) Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации) Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации)
Федеральный закон от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Правовая основа МСУ Муниципальный уровень Региональный уровень Федеральный уровень
Система правовых актов Конституция РФ федеральные законы иные нормативные правовые акты РФ конституция (устав) субъекта РФ законы субъекта РФ иные нормативные правовые акты субъекта РФ уставы муниципальных образований решения, принятые на сходах граждан и иные муниципальные правовые акты
24 ноября 2008 принят Федеральный закон N 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике», который установил порядок определения территорий и границ МО на их территориях, формирования органов МСУ и исполнения ими полномочий по решению вопросов местного значения. Выборы в органы МСУ вновь образованных МО проведены с 1 мая по 31 октября 2009 г.
Принципы функционирования трехуровневой системы власти Все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народом Каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами Каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы
Полномочия в области местного самоуправления определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, устанавливаемых 131-ФЗ правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов МСУ и должностных лиц по решению вопросов местного значения правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены ФЗ в порядке, установленном 131-ФЗ Федеральных органов государственной власти правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных настоящим 131-ФЗ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном 131-ФЗ Органов государственной власти субъектов РФ
Территориальная организация местного самоуправления По данным Росстата, на 1 января 2011 года в России насчитывалось муниципальных образований. Среди них: муниципальных районов городских округов внутригородских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и посёлков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве городских поселений сельских поселений на в РФ было муниципальных образования; на 1 марта 2009 г. в РФ было образовано муниципальных образований на 1 января 2010 года всего в России насчитывалось муниципальных образований
Схема территориальной организации местного самоуправления ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (ТИП) ВТОРОЙ УРОВЕНЬ (ТИП) В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ (2512 чет.) МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН (1805 ) Внутригородское муниципальное образование ГОРОДСКОЙ ОКРУГ (532.) ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ(Около ед.) СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ (19736) ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ (2087) ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОДЪЕЗД ДОМА МНОГОКВАРТ ИРНЫЙ ДОМ ГРУППА ЖИЛЫХ ДОМОВ ЖИЛОЙ МИКРОРАЙОН СЕЛЬСКИЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (ТИП)
Распределение муниципальных образований по типам Городские поселения 7,18% Муниципальные районы 7,45% Сельские поселения 82,21% Внутригородские муниципальные образования 0,97% Городские округа 2,16%
Муниципальные образования Сельское поселение Город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления Городское поселение Поселение – сельское или городское поселение Один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления 1 сельский населенный пункт с численностью населения >1000 (3000) чел Если входят 2 и более населенных пунктов, границы устанавливаются с учетом пешеходной доступности в течение рабочего дня В состав могут входить 1 город или 1 поселок с учетом дальнейшего развития инфраструктуры Территория поселения не может входить в состав другого поселения
Муниципальные образования Несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ Муниципальный район Городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ Городской округ Административным центром может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границе района Территория городского округа не входит в состав муниципального района
Муниципальные образования Часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления Внутригородская территория города федерального значения Территория, находящаяся вне границ поселений Межселенная территория Городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения Муниципальное образование Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов МСУ, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов власти
Тенденции 1.«Укрупнение» муниципальных образований. ФЗ от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» П. 4 ст.26: дополнить ст. 13 ФЗ-131 ст «Упразднение городских и сельских поселений». п.2 ст Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов МСУ, органов гос. власти субъекта РФ или федеральных органов гос. власти. Инициатива органов МСУ, органов гос. власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов МСУ, органов гос. власти. 15
2. После принятия ФЗ-131 расширен перечень вопросов местного значения. В статьи 14,15,16 внесены дополнительные полномочия органов МСУ («поселения» - п. 7.1, 13.1, 23 – 32 / всего 12) 35 федеральных законов возлагают на органы МСУ дополнительные полномочия без соответствующего финансирования «Передача» исполнения своих полномочий на районный уровень приводит к тому, что некоторые городские и сельские поселения их передают в полном объеме (17 вопросов местного значения). При увеличении объема работы, количество муниципальных служащих по сравнению с гос.служащими, в основном, остается неизменным или уменьшается в порядке «оптимизации». 16
Органы местного самоуправления Иные органы местного самоуправления Представительный орган муниципального образования Глава муниципального образования (высшее должностное лицо муниципального образования) Местная администрация (исполнительно- распорядительный орган образования) Контрольный орган муниципального образования Избирательная комиссия муниципального образования Создаю тся в обязательном порядке
Представительный орган поселения Численность депутатов, в т. ч. и городского округа Может осуществлять полномочия в случае избрания >=2/3 депутатов, избираемых на муниципальных выборах 7 человек < 1000 человек 10 человек человек 15 человек человек 20 человек человек 25 человек человек 35 человек > человек Не формируется, если численность жителей <100 человек
Представительный орган муниципального района Численность депутатов от одного поселения <= 2/5 состава Главы поселений Депутаты, избранные на муниципальных выборах на основе равного прямого избирательного права при тайном голосовании или Избираются представительным органами поселений из своего состава Депутаты представительных органов поселений + Входящих в состав района Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом и не может быть менее 15 человек Численность депутатов представительного органа внутригородской территории определяется уставом и не может быть менее 10 человек На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов
Основанием роспуска выборного органа (статья 73) является принятие нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования. Данное противоречие должно быть установлено в судебном порядке. Ответственность наступает, если представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт. Если представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, то высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования Представительныйорган Местнаяадминистрация Совмещает в сельских поселениях Избирается На муниципальных выборах Из состава представительного органа Возглавляет
Глава муниципального образования Представительным органом МСУ избирается Председатель органа муниципального образования На муниципальных выборах Возглавляет администрацию представляет муниципальное образование в отношениях с органами МСУ других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования Высшее должностное лицо Не может являться одновременно ( > 1000) Глава муниципального образования
Удаление главы муниципального образования в отставку возможно по следующим основаниям (статья 74.1): решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие возникновение значительной просроченной задолженности муниципального образования по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств (п. 2 ч. 1 ст. 75); решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие возникновение нецелевого расходования бюджетных средств, предоставленных на осуществление отдельных переданных государственных полномочий (п. 3 ч. 1 ст. 75); неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению иных полномочий, предусмотренных ФЗ-131 иными федеральными законами, уставом муниципального образования; неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд
Местная администрация Глава местной администрации назначается на конкурсной основе При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) 2/3 членов комиссии назначаются представительным органом, а 1/3 законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ Исполнительно-распорядительный орган МСУ Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности
Установлена дополнительная особенность контракта с Главой администрации: условия контракта с Главой администрации устанавливаются Уставом МО и для муниципальных районов и городских округов – законом субъекта РФ Волеизъявление в отношении условий трудового договора работодателя ограничено правовыми актами высокого уровня стабильности. С данным работником заключается особый вид трудового договора – контракт, типовая форма которого утверждается законом субъекта РФ
Закон Нижегородской области от 29 марта 2005 г. 31-З «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа)» высшее образование, стаж работы на руководящих должностях в области финансов, права, промышленного производства, иных отраслях экономики или социальной сферы не менее 3-х лет или стаж муниципальной или госслужбы соответственно на высших и главных муниципальной (государственной) службы не менее 3-х лет, либо стаж работы на постоянной основе на выборных муниципальных (государственных) должностях не менее 3-х лет
Установление дополнительных требований к кандидату на должность главы местной администрации сельского (городского) поселения, замещаемую им на срочной контрактной основе по конкурсу (ч.3 ст.9 ФЗ-25) Установление дополнительных требований к кандидату на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа), замещаемую им на срочной контрактной основе по конкурсу (*) (ч.3 ст.9 ФЗ-25)
29 Местная администрация статья 37 Федерального закона 131-ФЗ Структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации В структуру входят органы местной администрации Отделы КомитетыУправления
Структурные подразделения органов местной администрации В состав комитета, управления, отдела могут входить структурные подразделения: отдел (отделы), сектор (сектора). 30 Комитет, Управление Отдел Сектор Отдел Сектор
ВАЖНО ! Напоминаем, что при учреждении представительным органом местного самоуправления органа местной администрации (ОМС) положение о нем должно быть утверждено Советом депутатов, а положения о соответствующих структурных подразделения (отделе, секторе) этого органа местной администрации, утверждаются руководителем органа местной 31
32 Органы местной администрации МОГУТ наделяться правами юридического лица Основание: Решение представительного органа муниципального образования об учреждении органа местной администрации и утверждении положения о нем этим представительным органом.
Благодарю за внимание!