Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление
Потребности базовые (в пище, воде, комфортной температуре, общении) вторичные (в предметах пользования, духовные потребности: чтение, творчество)
Речь - высшая функция ЦНС, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей. Речь Видимая (письменная) Височная и теменная доли головного мозга Произносимая (вслух или про себя) Лобная и височная доли левого полушария Слышимая (устная) Височная доля левого полушария
Слово символ конкретного предмета или явления может быть обобщающим, конкретным отображает, замещает сигналы, поступающие из внешнего мира, т.е. является "сигналом сигналов" (И.П. Павлов)
Ощущение и восприятие Ощущение - отражение отдельных свойств предмета. Восприятие - отражение предмета в целом. Пример: твердое, красное - ощущение яблоко - восприятие Объект восприятия - предмет или явление, центр нашего внимания Фон - все прочее Наблюдение - целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо увидеть и в каком порядке, какие измерения проводить и в какое время.
Прекращается после того, как предметы, звуки перестают действовать на органы чувств ВОСПРИЯТИЕ ОЩУЩЕНИЕ Представление памяти (следы прежних ощущений и восприятий) Представление воображения (то, чего никогда не было)
Память - запоминание, сохранение и воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений. Запоминание Закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее Запоминание Закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее Сохранение Определяется важностью для человека Сохранение Определяется важностью для человека Воспроизведение Извлечение из долговременной и передача в оперативную Воспроизведение Извлечение из долговременной и передача в оперативную
Улучшение запоминания выделение основных мыслей использование иллюстраций составление планов, таблиц, схем
ВИДЫ ПАМЯТИ по характеру психической активности Двигательная (запоминание и воспроизведение движений) Пример: игра в теннис, письмо Двигательная (запоминание и воспроизведение движений) Пример: игра в теннис, письмо Эмоциональная (сохраняет пережитые чувства) Пример: побледнение при воспоминании о страхе Эмоциональная (сохраняет пережитые чувства) Пример: побледнение при воспоминании о страхе Смысловая (запоминание, сохранение, воспроизведение прочитанных, услышанных слов) Пример: стихотворения Смысловая (запоминание, сохранение, воспроизведение прочитанных, услышанных слов) Пример: стихотворения Образная (запоминание зрительных образов, звуков, запахов) Пример: лица людей, картины, мелодии Образная (запоминание зрительных образов, звуков, запахов) Пример: лица людей, картины, мелодии
ВИДЫ ПАМЯТИ по характеру целей деятельности Непроизвольная (отсутствует цель что-либо запомнить) формируется основная часть жизненного опыта Непроизвольная (отсутствует цель что-либо запомнить) формируется основная часть жизненного опыта Произвольная (есть цель что-либо запомнить) получение профессиональных и др. специальных знаний Произвольная (есть цель что-либо запомнить) получение профессиональных и др. специальных знаний
ВИДЫ ПАМЯТИ по продолжительности сохранения материала Кратковременная (первые секунды после восприятия материала) Кратковременная (первые секунды после восприятия материала) Долговременная (после многократного повторения и воспроизведения) Долговременная (после многократного повторения и воспроизведения) Оперативная (вид кратковременной, обслуживание актуальных действий) Пример: чтение, списывание Оперативная (вид кратковременной, обслуживание актуальных действий) Пример: чтение, списывание
Качества ума: самостоятельность критичность гибкость творческая инициатива избирательность Мышление - обобщение и опосредованное познание действительности. Ум - совокупность индивидуальных особенностей мышления человека.
Мышление сосуществует с воображением. Задача: Трем гномикам показали 5 шапочек (3 красные, 2 синие). Выключили свет. Надели в темноте на гномиков 2 синие и 1 красную шапочку (2 красную/1 синюю). Кто из гномиков может точно сказать, какая на нем шапочка не спрашивая других?