Схематизация как прием педагогики понимания (введение)
Схематизация Схематизация – это умения: «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями какое-либо содержание учебного материала; создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками; оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением.
Схема наружный вид, внешняя форма объекта; условное графическое изображение объекта; это изложение, описание чего-либо в общих, главных чертах; самостоятельный предмет, выступающий одновременно как представление (или изображение) другого предмета
Онтологические схемы Схемы, обеспечивающие объектные представления, организуют понимание смыслов научных знаний и понятий
Пример онтологической схемы Круговорот воды в природе
Направляющие схемы Схемы, представляющие события реальности, организуют коммуникацию по обсуждению какого – либо вопроса.
Условия создания направляющих схем. Работа в группах.
Организационно – деятельностные схемы Схемы, описывающие деятельность, организуют и регулируют деятельность человека.
Пример организационно – деятельностной схемы
Формирование умения схематизировать
Микроумения схематизации Умение «читать» схемы. Умение создавать схемы. Умение оперировать схемами.
Этапы обучения схематизации Отличие рисунка от схемы. Демонстрация образца построения схемы. Выполнение действий по образцу. Выполнение действий без образца.
I этап: «Отличие рисунка от схемы»
II этап: «Демонстрация образца построения схемы» Учитель показывает образец построения схемы и дает знания о самом процессе этой деятельности 1 вариант: учитель вначале сам показывает образец способа построения схемы. 2 вариант: образец способа построения схемы происходит в совместной деятельности учителя с детьми
III этап: «Усвоение и применение способов построения схем» Детям предлагается конструировать схемы по алгоритму действий, где прописаны все этапы деятельности в виде последовательных предписаний