Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Типология проектных задач Предметные и межпредметные Одновозрастные и разновозрастные
наличие модельной ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащихся на основе известных способов действий, конструировать собственный новый способ действия; отсутствие в описательной части задачи всей необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам;
необходимость самостоятельного выбора и использования особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств. неопределенность относительно способа решения и конечного результата (отсутствие явной ориентации на определенную предметную тему, область знаний; результат не выражается конкретным числом, жестко определенным, однозначным ответом и т. п.); значительный объем материала, включающего описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и в виде отдельных отрывков;
На применение учащимися целого ряда способов, действий, средств и приемов, заданных в нестандартной форме Ситуации, по форме и содержанию приближенные к реальным
Итог решения проектной задачи реальный нематериальный «продукт» (текст, схема макет, (качественное таблицы, графики и т.д.) изменение ребёнка)
Рекомендовано проведение «недели проектных задач» Предметные проектные задачи – 2 урока Межпредметные проектные задачи – по 2 урока ежедневно в течение недели
Проект для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат Проектная задача для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
Позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения современного качества начального общего образования
Модульная организация образовательного процесса – один из путей координации учебных предметов начальной школы, выявление существенных связей между ними.
Средственно –техническая (средство, появившееся в одном предмете переносится на другой)
Позиционная (рассмотрение одного объекта в соответствии с задачами разных предметных линий )
Задачная (привлечение средств наработанных в разных предметах)
Понятийная (конкретизация и развитие понятия из одной предметной линии через практику в другую)
Учителю - видеть отдельные учебные предметы как части единого ОП Ученику – переносить знания, умения, сформированные в рамках одного предмета, на решение задач другого учебного предмета. Ученическому коллективу – формировать разнообразные компетентности выпускника начальной школы
Каждый ОМ соответствует одной проектной разновозрастной, межпредметной задаче и рассчитан на 15 – 20 учебных часов. Занятия по модулю 5 – 6 дней по 2 – 4 часа; один день на рефлексию дня. В ходе учебного года 2 – 4 модуля (40 – 80 часов)
«Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в календарно- тематическом планировании (образовательной программе) учителей начальной школы...»
Необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса динамическое расписание изменения в проектировании учебного плана изменения в Рабочих программах учебных предметов (включая КТП) появление линии самостоятельной работы учащихся другая система оценивания разновозрастное сотрудничество