«Анализ текста как подготовка рабочих материалов к сочинению- рассуждению (части С)» Осмысление текста (по Владимиру Тендрякову). Аргументация суждения.
На задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются и в конце. На задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются и в конце. Э. Кроткий. Э. Кроткий.
Cведения об авторе ТЕНДРЯКОВ Владимир Федорович ( ), русский писатель. Остроконфликтные повести о деревне, духовно-нравственных проблемах современника: «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Поденка век короткий» (1965), «Три мешка сорной пшеницы» (1973), «Расплата» (1979). Осмысление трагических страниц советской истории в рассказах (в т. ч. «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» о раскулачивании крестьян, «Донна Анна» о «показушном» героизме на войне, «Охота» о компании борьбы с космополитизмом; все опубликованы 1988). Роман «Покушение на миражи» (опубликован 1987). Очерки. ТЕНДРЯКОВ Владимир Федорович ( ), русский писатель. Остроконфликтные повести о деревне, духовно-нравственных проблемах современника: «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Поденка век короткий» (1965), «Три мешка сорной пшеницы» (1973), «Расплата» (1979). Осмысление трагических страниц советской истории в рассказах (в т. ч. «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» о раскулачивании крестьян, «Донна Анна» о «показушном» героизме на войне, «Охота» о компании борьбы с космополитизмом; все опубликованы 1988). Роман «Покушение на миражи» (опубликован 1987). Очерки.
Работа по анализу текста - К какому стилю речи относится данный текст? - К какому стилю речи относится данный текст? - Речь какого героя более эмоциональна? - Речь какого героя более эмоциональна? - С помощью каких средств передаётся состояние - С помощью каких средств передаётся состояние отца? отца? - Дайте лексическое значение слова прямолинейный.Как относитесь к этому качеству человека? - Дайте лексическое значение слова прямолинейный.Как относитесь к этому качеству человека? - Подберите языковой синоним к слову «приспособленный». Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович? - Подберите языковой синоним к слову «приспособленный». Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович? - Каково, на ваш взгляд, состояние учителя словесности? Через какие языковые средства это передаётся? - Каково, на ваш взгляд, состояние учителя словесности? Через какие языковые средства это передаётся?
Формулировка проблем текста. Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора. мнению, отражается позиция каждого из участников разговора. - На какие вопросы отвечают участники диалога? - На какие вопросы отвечают участники диалога?
продолжите предложения: 1. По мнению Василия Петровича… 1. По мнению Василия Петровича… 2. Учитель же считает… 2. Учитель же считает…
Подбор аргументов (Самостоятельная работа). Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберете те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения. Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберете те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения.
Литературные герои в помощь современным ученикам. Кто из литературных героев поможет аргументировать вашу позицию? Кто из литературных героев поможет аргументировать вашу позицию?
Дискуссия. Вам предлагается защитить точку зрения отца или учителя словесности. Вам предлагается защитить точку зрения отца или учителя словесности. Домашнее задание: написать сочинение- размышление по тексту В. Тендрякова. Домашнее задание: написать сочинение- размышление по тексту В. Тендрякова.
Что проверяет у выпускников задание С: Умение воспринять информацию, содержащуюся в тексте; Умение воспринять информацию, содержащуюся в тексте; Умение анализировать содержание исходного текста; Умение анализировать содержание исходного текста; Умение анализировать форму исходного текста; Умение анализировать форму исходного текста; Умение выражать собственное мнение по поводу прочитанного; Умение выражать собственное мнение по поводу прочитанного; Умение точно, логично и последовательно излагать мысли; Умение точно, логично и последовательно излагать мысли; Умение использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Умение использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Практическую грамотность. Практическую грамотность.
Критерии содержания сочинения- рассуждения: Формулировка проблемы исходного текста; Формулировка проблемы исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Аргументация собственного мнения по одной из сформулированных проблем (2 -3 аргумента) Аргументация собственного мнения по одной из сформулированных проблем (2 -3 аргумента) Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; Точность и выразительность речи; Точность и выразительность речи; Грамотность. Грамотность.
План сочинения – рассуждения по исходному тексту. Вступление. Вступление. Основная часть: Основная часть: Формулировка проблемы исходного текста; Формулировка проблемы исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Отражение позиции автора исходного текста; Изложение собственного мнения по проблеме; Изложение собственного мнения по проблеме; Заключение. Заключение.
Основные признаки текста. Информативность; Информативность; Тематическое единство; Тематическое единство; Связность; Связность; Цельность; Цельность; Завершенность; Завершенность; Последовательность. Последовательность.
Памятка «Советы при выполнении задания «С» ЕГЭ». Внимательно прочитайте текст. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?» Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?» Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?» Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?» В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык(языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора. В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык(языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора. Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Дайте свою оценку прочитанного. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним. Дайте свою оценку прочитанного. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним.