МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Талалихино Вольского района Саратовской области» Учитель физики: Софьина Наталья Петровна уч.г.
Цели урока: познакомить учащихся с физическими величинами «давление», «сила давления». единицей измерения давление и способов изменения давления
Задачи урока: Образовательная: -обосновать связь между давлением, силой давления и площадью опоры; - создать представление о давлении как о физической величине; - опытным путем показать, что давление зависит от площади опоры и силы давления; Воспитательная: - подчеркнуть значение давления в познаваемости явлений окружающего мира; Развивающая: - продолжать работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений.
Вопрос: Что такое сила? Вопрос: Какие силы вам известны? Вопрос: В каких единицах измеряют силы? Задание (устно) : Переведите а) 12 кН=…Н; в) 0,03 кН=…Н; д) 7200 г=…кг; б) 7200Н=…кН; г) 25Н=…кН; е) 240 г=…кг.
ВОПРОС: Что вы заметили? Почему это произошло? Ответ: Оказывается, это связано с тем, что площадь, на которую опирались стаканы в одном случае была больше, а в другом меньше. ВЫВОД: Мы видим, что результат воздействия зависит не только от силы, но и от площади этой поверхности.
Давление - это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. р =F/S р – давление F-приложенная сила S - площадь поверхности
Единицы давления. За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1 квадратный метр перпендикулярно этой поверхности. Единица давления 1Н/1 м 2 [1 Па]=[1Н/1 м 2]=[1Н/м 2 ] 1 к Па = 1000 Па 1 г Па = 100 Па
Блез Паскаль ( – )
Физминутка Вот так яблоко!(встали.) Оно (руки в стороны.) Соку сладкого полно.(руки на пояс.) Руку протяните,(протянули руки вперед.) Яблоко сорвите.(руки вверх.) Стал ветер веточку качать,(качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну(подпрыгнули.)(подтянулись.) И быстро яблоко сорву!(хлопок в ладоши над головой.)
Способы изменения давления: 1. Увеличение давления при уменьшении площади; 2. Уменьшение давления при увеличении площади. применение в природе и технике 1. В сельском хозяйстве (гусеничный трактор, колесные тракторы, травокосилка, коса, серп) 2. В природе (КЛЫКИ У ЖИВОТНЫХ, КЛЮВЫ У ПТИЦ,ЖАЛО У ПЧЕЛЫ, ПЕРЫШКО ДЛЯ ЫЗЯТИЯ КРОВИ)
Примеры давления тел
применение в природе и технике 1. В сельском хозяйстве (гусеничный трактор, колесные тракторы, травокосилка, коса, серп, топор)
2. В природе (КЛЫКИ У ЖИВОТНЫХ, КЛЮВЫ У ПТИЦ,ЖАЛО У ПЧЕЛЫ, ПЕРЫШКО ДЛЯ ЫЗЯТИЯ КРОВИ)
Как то раз спросили розу? Отчего, чаруя око, Ты колючими шипами Нас царапаешь жестоко?
ОТВЕТ: Шипы розы имеют малую площадь опоры, оказывают большое давление
Тебе по болоту ходить довелось, Легко тебе было? Вот так-то! Тогда почему же огромнейший лось, Так просто бежит по болоту?
ОТВЕТ: Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Площадь увеличивается, давление уменьшается
ВОПРОС: Одним из способов спасения человека, провалившегося под лед, является применение доски. Для чего это?
ОТВЕТ: Площадь опоры увеличивается, а давление на лед уменьшается.
Задача: Человек действует на лопату с силой 0,2 кН. Найдите давление лопаты на почву, если площадь острой кромки лопаты 1 см 2 ? Ответ выдайте в к Па. РЕШЕНИЕ: Дано: СИ Решение F=0,2 кН 200Н p=F/S ; S=1 см 2 0,00001 м 2 p=200Н/0,00001 м 2 p-? к Па p= Па=20000 к Па Ответ: к Па
Итог урока: 1. Не читая параграф, а основываясь на том, что вы слышали, видели на уроке, ответьте на вопросы 2,4,5 к п Оценки за урок
Домашнее задание : 1.П.32, вопросы. 2. Приготовить презентацию (4- 6 слайда) на тему «Способы увеличения давления в сельскохозяйственной технике»
Спасибо за урок