.
Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб».
ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, НЕ ВОСПИТАВ ЕГО НРАВСТВЕННО, - ЗНАЧИТ ВЫРАСТИТЬ УГРОЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА. Теодор Рузвельт
« Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. 1. культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами языка); 2. культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.) 3. культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой); 4. бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)
По И.Ф. Харламову содержание нравственности в следующем: 1. В отношение к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется. 2. В отношение к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. 3. В отношение к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить. 4. В отношение к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. 5. В человеколюбие или гуманность.
ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СИЛ РЕБЕНКА Воспитание чувств Воспитание ума Воспитание воли Воспитание совести
Диагностика нравственной самооценки -если вы полностью согласны с высказыванием -4 балла; -если вы больше согласны, чем не согласны -3 балла; -если вы немного согласны -2 балла; -если вы совсем не согласны -1 балл; Высказывания: 1. Я часто бываю добрым со сверстниками и детьми. 2. Мне важно помочь коллеге, когда она попала в беду. 3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми детьми. 4.Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному человеку. 5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. 6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес. 7. если руководство кого-то ругает, то я тоже поддержу. 8. Мне приятно делать людям радость. 9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. 10. Я думаю, что важно понимать. других людей, даже если они не правы
Обработка результатов. Номера 3, 4, 6, 7 обрабатываются следующим образом: ответ в 4 балла- 1, в 3 балла - 2, в 2 балла - 3, в 1 балл- 4. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла- это 4 единицы, 3 балла- 3 единицы и т. д. Интерпретация результатов. От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Научные исследования, посвященные проблемам духовно-нравственного воспитание изложены в работах Т.Е. Колупаевой, В.В. Григораш, А.А. Коростелевой, В.И. Яновской, И.И. Макаровой, Л.И. Новиковой, Н.Е. Щурковой.
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ «Идеал дает разуму, который нуждается в представлении о том, что является полностью совершенным, необходимую образцовую, правильную меру». Э.Кант
ВЫВОДЫ ПО ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ 1. Нравственное воспитание должно рассматриваться как особо актуальная и перспективная общепедагогическая задача, имеющая мировоззренческое значение. 2. Правильная постановка и эффективная реализация этой задачи приводит к необходимости исследования ее духовных основ. 3. Основная задача нравственного воспитания – воспитание сердца, которое нужно очистить от страстей, чтобы научиться различать добро и зло. 4. С пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий.
лицо обучающегося 1. НЕПОНИМАНИЕ 2. БЕЗРАЗЛИЧИЕ 3. ИНТЕРЕС 4. ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ