Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Соколовская ООШ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование информационных компетенций у учащихся при работе с текстовыми источниками информации» учителя начальных классов Рузаевой Любови Юрьевны учителя математики и физики Стрелковой Алевтины Павловны Россия, Удмуртия, Сарапульский район, д. Соколовка
«… современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». С.И. Вавилов
Информационная культура личности Одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных Информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Текстовые источники информации Тексты учебника Инструкции к приборам Научные статьи из газет и журналов Словари и энциклопедии, таблицы CD – диски ИНТЕРНЕТ
. Актуальность В настоящее время на первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию.
. Задачи : Найти наиболее эффективные приемы и методы формирования информационных компетенций при работе с текстовыми источниками информации. Обосновать и разработать систему заданий по работе с текстовыми источниками информации. Организовать деятельность учащихся при выполнении этих заданий. Проверить эффективность работы по формированию информационных компетенций при работе с текстовыми источниками информации.
. Методы : Теоретические: анализ научной литературы и учебно-нормативных документов; анализ программных материалов и учебных комплектов по предмету; Экспериментальные: изучение и обобщение опыта учителей общеобразовательных школ; (показать альбом «Приемы формирования информационной культуры») формирование информационных компетенций при работе с текстовыми источниками информации.
Умение работать с дополнительной информацией находить необходимую информацию по заданной теме анализировать и передавать её содержание оценивать достоверность информации давать свою оценку высказывать свою точку зрения
Формы урок, основанный на информационном подходе домашние задания с применением ИКТ, направленных на развитие информационных умений. Методы эвристическая беседа информационная деятельность под руководством учителя самостоятельная деятельность учащихся Средства источники информации учебник научно- популярная литератур энциклопедии интернет-ресурсы
выделять главное в тексте; пользоваться таблицами; составлять план прочитанного; конспектировать и реферировать материал; дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями, полученными из других источников; пользоваться оглавлением, предметным и именным указателями; работать с каталогом, составлять библиографию по интересующему вопросу; выполнять презентации. Должны уметь :
Типы заданий 1 тип поиск необходимой информации (работа с текстом учебника) Пользуясь оглавлением учебника, найти нужный параграф. Внимательно прочитать текст параграфа и разделить его на смысловые части, выделить главную мысль каждой части. Найти ответы на вопросы в конце параграфа 2 тип работа с дополнительным и источниками информации. Все этапы предыдущего и конспектировать изученный текст, составить план к тексту, параграфу. 3 тип реферирование Отразить главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.
Благодарим ЗА ВНИМАНИЕ !