Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Ильясовой А. В. Нравственное воспитание учащихся через систему работы по развитию речи на уроках русского языка и литературы
соблюдающий требования морали ; относящийся к духовной жизни. Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н. Ушакова. Нравственный -
формирование духовно - нравственных качеств личности ; формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации. Цель уроков литературы :
Направления нравственного воспитания : поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки через сравнивание своей позиции с изучаемым предметом нравственной деятельности ; формирование эмоционально - чувственной стороны у ребенка ; присутствие новизны фактов и ситуации ; результативность в достижении нравственной истины ; примеры нравственных категорий в разных эпохах.
обеспечение субъективности позиции учеников ; осознание учениками ценности человеческой личности и ценности собственной жизни, как основы нравственного воспитания и развития ; обеспечение этической рефлексии изучаемого объекта и самих себя. Этапы нравственного воспитания :
Литературные дискуссии Т.Ш.Крюкова «Костя+Ника.» Нравственные проблемы повести : · одиночество ; · совесть ; · непонимание между детьми и родителями ; · власть денег ; · ответственность за свои поступки ; · ложь ; · дружба ; · первая любовь.
« События 1812 года и их отражение в творчестве И. А. Крылова » « Петербург город « великий » и « страшный », город - явь и город –« призрак » « Роль слова, указа, письма, надписи в русских народных сказках » Читайте сами, читайте вместе с нами ! Исследовательская и проектная деятельность
Не одежда красит человека, а труд. Поспешишь – людей насмешишь. Кто много читает, тот много знает. Не красна жизнь днями, а красна делами. Век живи, век учись. Человек без труда что дерево без корней. Своя земля и в горсти мила. Работа с пословицами, поговорками
Честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. Как вы понимаете смысл пословицы ? Чему учит пословица ? Что осуждает пословица ? Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу. Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Нравственные понятия : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Сочинение - миниатюра, сочинение – рассуждение, сочинение по картине
воспитывать интерес к духовно - нравственным ценностям ; подвести обучающихся к потребности в самосовершенствовании через знакомство с духовными традициями. Работа с текстом ( Комплексный анализ текста )
Будьте примером для детей всегда и во всем. Будьте с детьми всегда рядом, но чуть впереди. Ищите в ребенке только хорошее. Любите детей, на этом держится мир. Вы в школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все - таки участь. Мне кажется, я их чему - то учу, А это они меня учат !
Коллеги, спасибо за внимание !