Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские идеи Фомы Аквинского.
Основные принципы средневековой философии Теоцентризм – понимание Бога как высшей реальности и подлинного бытия. Бог – сверхъестественная сущность, абсолютная реальность, трансцендентная природе. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего в акте творения (догмат творения) Принцип свободы воли в рамках Божественного предопределения
Периоды развития средневековой философии: 1. Апологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты и систематизации христианского учения 2. Схоластика (VIII-XV вв.) – период систематической разработки христианской философии Ранняя схоластика (до XII в.) Период расцвета схоластики (XIII в.) Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)
Период апологетики и патристики Главная проблема периода – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной философией. Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение. Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии. Функции апологетики и патристики – защита и систематизация христианского учения.
Представители средневековой философии периода апологетики и патристики: Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель ( ) Выдвинул тезис о несоединимости философии и христианской веры. Утверждал веру как высшую истину. Подчеркивал пропасть между верой и знанием. Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».
Представители средневековой философии периода патристики: Августин Блаженный ( ) Основные труды: «Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном христианстве. «О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу. «О прекрасном и пригодном» «Против академиков»
Основные положения философии Августина Блаженного Заложил основы догматов католической Церкви. Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением. Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории. Сформулировал учение предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки. Выделяет два источника знания: опыт и веру. Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».
Представители средневековой философии периода схоластики: Фома Аквинский ( ) Осуществил синтез христианской религии с философским наследием Аристотеля. Сформулировал концепцию компромисса между знанием и верой. Развил космологическое доказательство существования Бога как верховной причины всех реальных явлений
Основные положения философии Фомы Аквинского Цель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только через познание Бога. Мир устроен по принципу иерархии, где Бог – совершенная реальность. Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера. Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога. Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении. Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти.
Основные проблемы средневековой философии Вопрос об отношении общего к единичному: существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности или же они являются только именами вещей? Решения: Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от вещи как идея Божественного разума. Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм) Номинализм – утверждает, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь именами вещей, которые человеческий рассудок присваивает группам предметов. Реально же существуют только конкретные вещи, данные в чувственном опыте. Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени
Основные проблемы средневековой философии Проблема соотношения сущности и существования Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции). Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи только в результате акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога. Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.
Гносеология 1. Утверждение познаваемости мира через познание Бога. 2. Выделение двух видов знания: 1) сверхъестественного, даваемого в Божественном откровении и зафиксированного в священных текстах; 2) естественного, доступного для человеческого разума через толкование священных текстов.
Этика Проблема теодицеи – проблема ответственности Бога за существование в мире зла. В основе решения – принцип свободы воли. Аргументы: 1) Свобода включает для своей полноты возможность морального зла. 2) Частные недостатки усиливают совершенство мироздания. Этика