Структура урока информатики
Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. М.И. Махмутов
Распределение подачи материала на уроке: 0-7 минут урока – внимание рассеянное 8-23 минуты урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания минуты урока – устойчивость внимания падает, увеличивается количество ошибок минуты урока – произвольное внимание
Распределение учебного времени на уроке: Получение информации – 40% (учебного времени) 1. Постановка учебной задачи перед учащимися 2. Изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению
Распределение учебного времени на уроке: Освоение информации – 40% 3. Закрепление знаний, умений и навыков на практике 4. Применение знаний, умений и навыков на практике
Распределение учебного времени на уроке: Контроль информации – 5-10% Коррекция процесса рассогласования с информацией – 10-15% 5. Проверка их усвоения 20 %
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность
Цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися к концу урока. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремится учителя и ученики. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке и реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников. Ее достижение возможно только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому цель должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
Три аспекта цели: образовательный (познавательный) развивающий воспитывающий.
Образовательный аспект основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. 2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. 3. Формировать навыки точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. 4. Формировать умения сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. 5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков: развитие речи (обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка); - развитие мышления (обучение анализу, выделению главного, сравнению, построению аналогий, обобщению и систематизации, доказательству и опровержению, определению и объяснению понятий, постановке и разрешению проблем);
- развитие сенсорной сферы (развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи); -развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.).
Воспитывающий аспект заключается в том, что по-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становление нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.