Тема: Введение. Речевая коммуникация.
Цель дисциплины «Речевая коммуникация»: формирование коммуникативной компетенции, необходимой для успешной практической профессиональной деятельности.
Задачи: овладеть теоретическими основами коммуникации, стилистическими особенностями текстов, этикой и психологией коммуникации, формулами речевого этикета в сфере гостеприимства.
Академик Лихачёв советовал: «Учиться хорошей, спокойной и внимательной речи надо долго и внимательно: прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь не только важнейшая часть нашего поведения, но и нашей души, ума».
ВАЖНО! Коммуникация – общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности. Это связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании.
ВАЖНО! Речевая коммуникация – социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой при помощи языковых средств, имеющий целью установление взаимоотношений и достижение взаимопонимания.
Структура коммуникации Коммуникация Обмен информацией Интеракция (взаимодействие ) Социальная перцепция (восприятие и взаимопонимание)
Различают два типа общения: 1.Прямое, или непосредственное, общение, при котором все участники процесса находятся в контакте или запланированным образом реагируют на информацию, выраженную в письменной форме (письменное распоряжение).
2. Опосредованное общение, при котором участники удалены во времени или пространстве.
По характеру ситуации обычно выделяют: деловое общение (доклад, дискуссия и т.д.); бытовое общение.
Предметом общения являются взаимоотношения собеседников. Именно предмет определяет характер деятельности, т.е. взаимоотношения определяют характер общения.
Цели общения: запрос и обмен информацией; выражение эмоционального состояния; убеждение; развлечение; личностная самореализация.
Коммуникативная компетенция -это умение соотносить языковые средства с задачами общения, с конкретными сферами, ситуациями и условиями.
Задание Подготовьте краткое выступление на тему «Разрешите представиться».
Модель свободного рассказа: Меня зовут… Где родились, откуда приехали, где сейчас живёте, учитесь. По характеру я человек… Я люблю… Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются… К своим слабостям я бы отнёс… Мои друзья считают меня… Моё любимое занятие… В будущем я бы хотел… Я надеюсь, что…
Задание Завершите фразы: 1. Извините меня, пожалуйста, за опоздание – дело в том, что… 2. За что я люблю собак, так это за то, что… 3. Больше всего на свете я не люблю…, потому что… 4. Я люблю…, потому что… 5. Больше всего я хочу…, потому что… 6. Реклама должна быть честной, потому что…