Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно- пространственную.
Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и без доминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.
Объемная композиция собора Василия Блаженного может рассматриваться как комплекс соподчиненных объемных форм. Композиция рассчитана на восприятие не только с главных точек зрения с Красной площади, но и с других сторон.
В форме развитой объемной композиции решается здание театра Красной Армии в Москве, рассчитанное на восприятие как с ближних, так и отдаленных точек прилегающих к нему пространств улиц и площадей.
Объемная композиция Римского Пантеона может рассматриваться как цельная масса с ясно выраженной главной частью (портик) ориентированной на главные точки зрения и подходы с площади. Цилиндрическая поверхность основной массы и купольное завершающее перекрытие, увеличивают выразительность объема в целом.
Рис. 1. Объемная композиция. Внешнее пространство омывает форму, не проникая в его массу
Рис. 2. Объемная композиция. Внешнее пространство омывает объем со всех сторон и композиция подчинена форме нескольких сопряженных объемов
Рис. 3. Объемная композиция. Внешнее пространство омывает объем со всех сторон и композиция подчинена форме нескольких сопряженных объемов
Рис. 4. Объемная композиция. Внешнее пространство проникает в массу композиции
Рис. 8. Объемная композиция. Внешнее пространство проникает в массу композиции