Выгодский Л.С. [5 (17) , Орша , Москва], советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии и лидер круга Выгодского.
Лев Симхович Выгодский родился 5 ноября 1896 года в городе Орша,вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского ( ) и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской ( ). родился 5 ноября 1896 года в городе Орша,вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского ( ) и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской ( ). Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз, 1876?), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский( )Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз, 1876?), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский( )Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.
В 1917 Лев Выгодский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им.Шанявского. По окончании учебы в Москве вернулся в Гомель. В 1924 переехал в Москву, где и прожил последнее десятилетие своей жизни..
Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии ( ), Государственном институте научной педагогике (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А.И. Герцена (оба в ), Академии Коммунистического воспитания (АКВ) ( ), 2-м МГУ( ), а после реорганизации 2-го в МГПИ. А.С.Бубнова ( ), Государственном научном институте охраны здоровья детей подростков имени 10-летия Октябрьской революции (с начала 1931 г. в должности зам.директора института по научной части), а также в основанном при его активном участии Экспериментальном дефектологическом институте ( ); также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Харькова, и Ташкента, например, в Средне- азиатском государственном университете(САГУ) (в 1929 году)...
Становление В. как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
В книге «История развития высших психических функций» ( , опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей затем - на управление собственным поведением.
В последние годы жизни В. основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, В. по- новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга.
Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза