Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности. В.А.Сухомлинский
перегрузка однообразным учебным материалом Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Причины такого негативного явления неоднозначны. несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса ограниченные возможности для творческого самопроявления
Анализ урока Методи ческий Дидакти ческий Психоло гический Психологический анализ Мобили зационная Комуни кативная Познава тельная
Мобилизаационная компонента познание интерес воля
Внимание учащихся на уроке может быть произвольным(активный вид внимания), непроизвольным(пассивный вид внимания) и после произвольным(когда появился интерес)
Интерес - это положительный эмоциональный отклик, возникающий у школьника в связи с познанием ВЫЗЫВАЕТ: –Специфика изучаемого материала; –Мастерство учителя; –Сложившееся отношение к предмету (следует отличать от занимательности)
Волевая активность В ходе урока важно соблюдать правильные пропорции в соотношении видов внимания. Урок обречен на неуспех и в том случае, если учитель стимулирует преимущественно непроизвольное внимание, и в том случае если он стимулирует только произвольное внимание учеников. Опыт и исследования показывают, что наиболее эффективным на уроке является послепроизвольное внимание Волевая активность - это активность, связанная с преодолением трудностей
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ - непосредственные призывы учителя к внимательности; - постукивание по столу; - повышение или понижение голоса; - эффект "яркого пятна"; - предупреждение учащихся о предстоящей сложности (и может быть скучности); - предварительное написание плана урока на доске; - сознание ситуации ожидания; - подчеркивание значимости информации фразами типа "это важно знать", "это будет на контрольной" и т.п.; - неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации; - яркость, образность и жизненность конкретных примеров; - использование графических схем (по типу опорных сигналов В.Ф. Шаталова и опорных схем С.Н. Лысенковой); - пауза после вопроса и только после паузы -имя того, кто должен ответить на него в результате к ответу подготавливается весь класс/; - оптимальный темп урока; - работа по карточкам; - прием "закрытой доски"; - разрешение учащимся пользоваться справочной литературой; - включение в работу максимального количества учащихся; - создание соревновательных ситуаций; - частое общение учителя с учащимися; - привлечение к оценке и контролю результатов самих учеников /дополнения, взаимопроверка, вопросы/; - создание игровых моментов на уроке; - составление учащимся плана изложения /рассказа учителя, доклад/; - поощрение отдельных учащихся за внимательность; - незначительные наказания за невнимательность.
Восприятие организуется так, чтобы ученик не просто смотрел, но и видел, что требуется, не только слушал, но и услышал
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ - вступительное слово; - инструктирование (разъяснение того, что, как и с какой целью должны ученики воспринимать); - выделение в наглядных пособиях ведущих информативных точек; - правильно составленное наглядное пособие; - правильно представленное наглядное пособие; - разъяснение высказываний, изречений, крылатых выражений, уточнение смысла терминов или малоупотребительных слов; - голосовое интонирование наиболее важных моментов (темп голоса и его сила нарастает при переходе от фактов к выводам).
При составлении наглядности и ее предъявлении следует учитывать следующие психологические закономерности: - фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.д.) в восприятии объединяются и группируются; - близко расположенные фигуры воспринимаются лучше; - из контрастных цветов наибольшее значение имеет сочетание черного и белого и черного с желтым; - главный материал должен располагаться в центре; - лучше всего воспринимаются условные знаки, контур которых образован прямыми линиями, то есть надписи печатными буквами воспринимаются легче прописными; - восприятие улучшается при "редкой развеске" наглядности (отдельные стенды, плакаты, картины должны быть разделены пустым пространством); - количество основных изображений на плакате, схеме, слайде должно быть в пределе пяти-семи, что соответствует нормальному объему восприятия; - количество предъявлений наглядности (слайдов, схем и т.д.) не должно превышать четырех-десяти в течении урока, а длительность предъявления не должна быть более сек; - оптимальная продолжительность демонстрации учебного фильма на уроке - не более 10 минут, а общее время использования ТСО на уроке мин; - динамическая наглядность полезнее статистической, так как первая позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемого явления; - длительный показ статистической наглядности снижает иноязычную активность учеников, так как позволяет им в этот период воспользоваться родной речью.
Индивидуализация подходов Визуал – смотрит -> представляет -> наблюдает = познает; Аудиал – слушает -> говорит -> обсуждает = познает; Кинестетик – делает -> ощущает = познает.
о понимании можно судить по следующим критериям: - пересказ усвоенного своими словами; - ответы на вопросы по усвоенному материалу; - приведение своих примеров; - переконструирование усвоенного материала; - само постановка вопросов и ответы на них; - действия в соответствии с усвоенным материалом (выполнение практических заданий).
Любое понятие можно объяснить: - с опорой на конкретный пример; - через другое понятие; - посредством перефразировки, синонима; путем обсуждения происхождения понятия от других понятий.
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ - создание проблемных ситуаций на тему урока; - сообщение и демонстрация алгоритма рационального анализа и синтеза учебного материала; - организация переноса уже усвоенного ранее приема мыслительной деятельности на новый материал; - организация самостоятельного поиска рационального приема мышления; - подчеркивание положительного значения индивидуальных различий; - уважение потенциальных возможностей отстающих; - демонстрация собственной увлеченности; - оказание авторитетной помощи учащимся; высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны сверстников; - создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особенных успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником; - извлечение максимальной пользы от хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей учащихся; - терпимое отношение (по крайней мере временно) к возможному беспорядку; - поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельности.
При организации памяти учащихся необходимо учитывать основные за кономерности ее функционирования: ЗАКОН УСТАНОВКИ - если в процессе работы с материалом отсутствует установка на то, что его надо запомнить, материал не откладывается в долговременной памяти учеников; сознание и принятие учеником установки на запоминание резко повышает эффект. Более того, важна не только установка на запоминание сама по себе, но и установка на срок запоминания материала. Если ученик более или менее осознано установил, что этот материал необходим ему только для того, чтобы сдать экзамен, то после сдачи экзамена он будет неотвратимо стираться из памяти ученика. ЗАКОН ОБЪЕМА - объем непосредственной памяти человека составляет от 5 до 9 единиц материала; превышение объема непосредственной памяти ухудшает качество запоминания, сохранения и воспроизведения материала. ЭФФЕКТ КРАЯ - начало и конец запоминаются и воспроизводятся лучше, чем середина. ЭФФЕКТ ЭМОЦИЙ - эмоционально окрашенный материал запоминается нейтрального; материал связанный с положительными чувствами сохраняется лучше и дольше связанного с отрицательными чувствами. ЭФФЕКТ РЕМИНИСЦЕНЦИИ (всплывания) - отсроченное воспроизведение эф фективнее непосредственного. ЭФФЕКТ АКТИВНОСТИ - материал вызывающий результативную активность субъекта, запоминается легче и прочнее. ЭФФЕКТ ЦЕЛИ - материал, относящийся к целям ученика запоминается быстрее и прочнее субъективно второстепенного, не главного.
ЭФФЕКТ ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ - трудность заучивания увеличивается с ростом непредсказуемости каждого предыдущего элемента и количества таких непредсказуемых "продолжений", частичная или полная предсказуемость следующего элемента обуславливается наличием в материале более или менее отчетливых закономерностей. Эти закономерности определяются жизненным опытом ученика, его знаниями, а также структурной подачи ма териала (его ритмом, размером строки, рифмой и т.п.). ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ - при запоминании учебного материала запоминается не только информация, форма, но и элементы окружающей среды. Например, время суток, температура, поза и т.д. Впоследствии отсутствие элементов может затруднить воспроизведение материала. Иными словами, человек при запоминании как бы составляет программу воспроизведения и если не осознает этого, не соотносит содержание запоминаемого с обстановкой, в которой будет происходить воспроизведение окажется неэффективным. ЭФФЕКТ АССОЦИАЦИЙ - элементы, между которыми установлены соотно шения смежности, сходства или контраста, запоминается лучше несвязанных. ЭФФЕКТ ОПТИМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОВТОРЕНИЙ (закон Эббингауза) -забывание наиболее интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется; первое повторение поэтому необходимо сразу после заучивания; в последующем промежутки между повторениями надо прогрессивно удлинять. ЭФФЕКТ РАЗНООБРАЗИЯ ПОВТОРЕНИЙ - повторное повторение будет эф фективнее, если чтение материала будет заменено его активным пересказом.
КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА стили авторитарный приказ указание инструкция демократический информация совет просьба либеральный Общение- заигрывание попустительство
Условия обучения
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра помогает лучше усвоить учебный усвоить учебныйматериал вызывает у детей живой интерес к процессу познания активизирует их деятельность Помогает снять чувство усталости Усиливает непроизвольное непроизвольное запоминание запоминание Раскрывает способности детей, их индивидуальность
Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы
Игровое занятие
Прием драматизации формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов очень важен для развития речи и эмоционального развития ребенка
Работа с тренажёрами Тренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма
Развитие универсальных учебных навыков
Проблемно-диалогическая технология способствует возникновению у школьников интереса к новому помогает в понимании учениками материала, т. к. до всего додумался сам
Групповая работа учатся работать в командах высказываются, выдвигают версии обсуждают выдвинутые идеи координация версий и приход к правильному ответу подведение итога, обоснование выдвинутой версии
Демонстрационно-тренировочный прием предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» А. П. Семенов
Использование ИКТ
Критерии оценивания
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ!