Симонова Т.Г. МОУ СОШ3 г.Тарко-Сале Литература как предмет эстетического цикла Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Авторы курса литературы З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина Основная задача курса: «Воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.»
Предмет литературной деятельности – художественное целое произведения, художественная модель мира. Центр этого целого – герой, погружённый в поток изображаемых жизненных событий, как бы проживает свою жизнь «изнутри». Теоретической базой курса является концепция М.М. Бахтина
Такое представление позволяет описать данный курс через исходное отношение «автор – художественный текст – читатель», а освоение этого отношения представить как непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников – то в позиции «автор», то в позиции «читатель».
Литература и театр. Позиция «автора», «читателя-критика», «теоретика», «зрителя». Диалог героев. Рассказчик - герой. Рассказчик - повествователь. Точка зрения. «Плавающая точка зрения». Внутренний мир героя: ум, характер (воля, чувства), настроения. Настроения разных модальностей и оттенков: радостное, скорбное, героическое, таинственное, торжественное, сердитое, возмущенное, обиженное. Литература как искусство слова.
Главная задача курса в начальной школе - поставить ученика в указанные позиции, помочь утвердиться в них, овладеть средствами и способами работы в каждой.
Ведущим видом работы, обеспечивающим становление позиции «читателя» выступает акцентное вычитывание, т.е. «вычерпывание» из текста определённых моментов, существенных для понимания авторского замысла, авторских оценок. Работа в позиции «читателя»
Работа в позиции «автора» В предлагаемом курсе выделяются и два других самостоятельных вида авторской работы, соответствующих двум другим видам литературной деятельности - художественной и публицистической.
Работа в позиции «автора-художника» Детское литературное творчество направлено на создание художественного высказывания в соответствии с законом выразительной художественной формы. Широкое включение такого творчества и его ведущая роль в начальной школе - принципиальное отличие предлагаемого курса от традиционного. «От маленького писателя к большому читателю» - так афористично формулировала это условие М. А. Рыбникова. Необходимость «убывания» в авторской позиции для развития читателя подчеркивал и М. М. Бахтин.
Работа в позиции «публициста» Такая работа позволяет развивать важное качество публициста - умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность. Она дает детям возможность выразить свое мнение, отношение, более того - помогает выработать его, осознать и углубить, развивает интерес к внутреннему миру сверстников, к мнению и точке зрения другого. Существенным условием развития детской публицистики в предлагаемом курсе выступает художественное творчество, в основе которого - выражение точки зрения рассказчика и героев.
Работа в позиции «теоретика» Главная задача теоретика - открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа, которые служат средствами работы в авторской и читательской позициях. Иными словами, теоретические знания необходимы как условие развития практики разных видов литературной деятельности, совершенствование которой невозможно без определённого минимума литературоведческих знаний.