II. Диалог и речевой этикет Цели: учить школьников уместно употреблять формулы речевого этикета; прививать навыки словесной вежливости; повторить особенности диалога как одной из форм устной и письменной речи; закрепить пунктуационные навыки, связанные с оформлением диалога; уточнить правописание слов, которые служат в языке для выражения приветствия, благодарности, извинения (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и т.д.)
1. Приехала хозяйка, и Мартын, конечно, несколько смущён: ведь он (без разрешения) пригласил к себе жить бездомного пса Фильку. Очевидно, надо исправить эту ошибку. Что может сказать Мартын? Как отреагирует добрая хозяйка? Составьте и запишите диалог. 2. Мартын явно оправдывается. Как это передано на рисунке?
1. Вежливый Слонёнок делает робкую попытку поднять очки. Как он может сформулировать свою просьбу? Что ответит Мартышка? Составьте и запишите диалог. Не забудьте в него включить любимое вежливое слово Слонёнка. 2. Поддерживает ли Попугай просьбу Слонёнка? Что и как он может произнести?
1. За праздничным столом все гости, кроме одного. Что скажет опоздавший Винни-Пух? Как отнесётся к этому Сова? Составьте и запишите диалог. Не забудьте, что собеседники должны быть вежливы. 2. Винни-Пух чувствует себя виноватым, не правда ли? А как настроены гости и хозяйка?
1. Великодушный кот Леопольд. Что он предлагает своим преследователям? Как мышата отнесутся к этому предложению? Что могут сказать в ответ? Составьте и запишите диалог. 2. Мышата раскаиваются. Как художник показал это?
1. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят? Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые. 2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ.