Использование документ-камеры в образовательном процессе 12 декабря 2012 г.
Документ-камера – особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений с бумажных носителей в виде телевизионного сигнала или в какой-либо электронной форме. По своей конструкции и назначению документ-камера походит на кодоскоп, но с телекамерой на месте верхнего объектива-перископа. Что такое документ-камера?
Документ-камеры позволяют получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных.
Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством проектора.
Как работает документ-камера?
Какими бывают документ-камеры? Портативные документ-камеры достаточно лёгкие (как правило, до 5 кг), изготавливаются из ударопрочного материала, оснащены специальной сумкой или кейсом. Всё это делает их мобильными и обеспечивает безопасную транспортировку. Несмотря на малые размеры, портативные документ-камеры обладают высокими техническими характеристиками.
Стационарные документ-камеры массивные и тяжёлые (до 15 кг), снабжены большим количеством разъёмов для передачи данных на различные устройства, отличаются от портативных более высоким разрешением и расширенным набором функциональных возможностей. Транспортировка таких камер затруднительна и они, как правило, привязаны к конкретному кабинету.
Потолочные документ-камеры устанавливаются на уровне потолка, как проектор, или полностью встраиваются в подвесной потолок, что делает устройство незаметным. Применение камер данного класса обусловлено необходимостью демонстрировать большие объекты, что неудобно для портативных и стационарных камер.
Почему документ-камеры нашли своё применение в образовании? возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола учителя или парты ученика позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более результативным; документ-камера помогает установить обратную связь между учителем и классом, повысить мотивацию учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом процессе. у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на вопрос учащихся можно, сидя за рабочим столом, на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;
значительно упрощается процесс подготовки к уроку, достаточно вычертить на стандартном листе формата А4 необходимый график, скопировать иллюстрацию из редкой или наоборот только что полученной книги и все это можно уже на следующем уроке использовать как учебное пособие, доступное для просмотра и изучения всему классу; существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ- камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу; расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.
Опыт общения с учителями школ, в которых уже активно применяются современные средства обучения, подтверждает: документ-камера – это действительно необходимый инструмент современного образовательного процесса. Как показывает практика, от момента, когда учитель спрашивает, что это такое и как с этим работать, до момента, когда он самостоятельно управляет устройством, проходит всего пара часов. Какие-то детали (использование эффектов, сохранение изображений), конечно, постигаются уже в процессе работы, когда появляется потребность расширить область применения.
Всё о документ-камере: