Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании истории в школе» Опыт работы Маловичко Е.В. учителя истории и обществознания МКОУ СОШ 8 с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. заместитель директора по УВР: Грибанова Е.В. Декабрь 2012 год.
Advertisements

С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Законодательная база ФГОС НОО в области математики содержит в себе три вида требований: к результатам освоения ООП требования к структуре ООП требования.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
Особенности преподавания предмета в условиях обеспечения системно - деятельностного подхода Подготовила Кушнеревич В. В., учитель высшей категории МБОУ.
Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» Асбестовского городского округа.
Системно-деятельностный подход в обучении как механизм реализации ФГОС нового поколения.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Особенности ФГОС основного общего образования. От терминологии к определению сущности ФГОС ООО. Проблемы и перспективы внедрения. Методический семинар.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Системно- деятельностный подход на уроках истории как средство повышения качества образования Подготовила Ю.А. Горбатовская.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ «СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ»
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Транксрипт:

Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании истории в школе» Опыт работы Маловичко Е.В. учителя истории и обществознания МКОУ СОШ 8 с. Благодатное Петровского района Ставропольского края

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» академик А. Л. Минц "Единственный путь, ведущий к знанию ­ это деятельность". Бернард Шоу «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю» Конфуций «Великая цель образования – это не знания, а действие» Герберт Спенсер

Современный подход в преподавании истории и обществознания единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников методическая система как комплекс взаимосвязанных подходов: Деятельностный Компетентностный Культурологический Интегративный Алгоритмический

Системно- деятельностный подход методологическая основа ФГОС главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. РЕЗУЛЬТАТ: (УУД) «надпредметные», метапредметные универсальные учебные действия

Актуальность системно- деятельностного подхода ГИА Недостаточное количество учебных часов на преподавание предметов Реализация нового подхода в преподавании истории Повышение требований к качеству знаний выпускников Подготовка учащихся к сдаче экзамена Необходимость запоминания обширного и разностороннего материала Необходимость повышения познавательной активности учащихся

Технология системно - деятельностного подхода Система дидактических принципов: принцип деятельности принцип непрерывности принцип целостности принцип минимакса принцип психологической комфортности принцип вариативности принцип творчества

Организация познавательной деятельности Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Приемы педагогической техники реализации системно- деятельностного подхода на уроках истории Сравнительная характеристика Использование исторических цитат и приема доказательства Проблемно - проектные дискуссии Игра - разыгрывание исторических ролей Составление исторических хроник Оценка события через анализ исторических фактов с использованием эпиграфа Ролевая игра

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода - уроки «открытия» нового знания; - уроки рефлексии; - уроки общеметодологической направленности; -уроки развивающего контроля Урок «открытия» нового знания Мотивация к учебной деятельности. «Открытие» нового знания. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Этапы организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории 1. Мотивационно-целевой: ввод в затруднение через сложное учебное действие создание проблемной ситуации Приемы создания проблемной ситуации: Предоставление двух противоречивых фактов (разные точки зрения при оценке исторических личностей или событий) Проблемная ситуация с помощью исторической карты Предложение для анализа данных сравнительных таблиц С помощью иллюстраций на сравнение памятников архитектуры Определение темы, цели урока, выдвижение гипотез, составление плана урока

Этапы организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории 2. Процессуальный этап - этап открытия, первичного применения и закрепления нового знания. Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая Виды деятельности: работа с различными видами информации Приемы деятельности: приемы технологии критического мышления интерактивные приемы и методы(создание игровой ситуации, синквейн, дискуссия) выполнений заданий ГИА по заданным алгоритмам

Этапы организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории 3. Рефлексивно-оценочный этап - рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности познавательная – что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…; социальная – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…; психологическая – как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему

Подготовка учащихся в предметным олимпиадам Участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах, чемпионатах Проектная деятельность в работе детских творческих объединений «Я – гражданин России» и «Возрождение», клуба «Правознайка» Познавательно-исследовательская музейная и экскурсионная деятельность Организация и проведение предметных недель в школе Реализация деятельностного подхода во внеурочной работе

Практическая полезность опыта применение системно- деятельностного подхода позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объём выполняемой работы на уроке; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; повысить качество обученности учащихся формировать ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, исследовательские компетенции.

Результативность опыта Позитивная динамика роста качества знаний учащихся: Учебный год% качества% успеваемости история обществознание история обществознание

Результативность опыта Участие во всероссийской олимпиаде школьников: Уровни достижения результатов учебный год учебный год учебный год муниципальный История - победитель Обществознание - призёры История - призёр Обществознание - призер Обществознание - призёр краевой История-призёр--

Результативность опыта Активное участие в районных семинарах и заседаниях методических объединений, обмен опытом работы, выступления с докладами и сообщениями выступление на районном семинаре для заместителей по воспитательной работе на базе МКОУ СОШ 8 по теме «Социальное проектирование – базовая технология ФГОС» февраль 2014 г. - выступление на РМО март 2014 г. по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания» - участник международного фестиваля педагогического мастерства «Образовательные технологии нового поколения» 2013 г. - выступление на августовской районной педагогической конференции по теме «Реализация Концепции нового УМК по Отечественной истории» август 2014 г. - «старший эксперт» предметной комиссии ЕГЭ по истории в Ставропольском крае - ежегодное участие в работе Интернет - проекта для учителей «Инфоурок» и «Новый урок»

Результативность опыта Качественное участие в заочных, дистанционных интеллектуальных состязания и творческих конкурсах: Название, дата мероприятия Результат Районная коалиционная акция «День гражданских инициатив». Социальный проект «Забытые имена» Власова Ектерина 10 класс Белашов Виктор 10 класс учебный год Благодарственное письмо Краевой конкурс детских творческих работ «Имею право..» Социальный проект «Мои первые выборы». Группа учащихся 9-10 класса учебный год Победитель районного этапа Призёр краевого этапа (2 место) Краевой конкурс на лучшую методическую разработку урока для школьников по избирательному праву учебный год Благодарственное письмо Краевой конкурс обучающейся молодёжи на лучшую методику проведения Уроков Мужества «Рубежи воинской славы». Группа учащихся 8-10 кл уч.год Финалисты Общероссийская предметная олимпиада Мультитест» по истории Татусь Юлия 8 кл., Польской Дмитрий 9 класс учебный год Диплом лауреата Всероссийская дистанционная олимпиада "Правовая культура" для школьников классов, проходившей на портале МИНОБР.ОРГ учебный год Победитель(2 место) Победитель (3 место) Международный дистанционный конкурс проекта «Новый урок» (олимпиада «У истоков России») Польской Дмитрий 10 класс учебный год Победитель (3 место) Всероссийский дистанционный конкурс проекта «Инфоурок» по истории России Сень Юрий 7 класс учебный год Победитель (3 место) Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» по истории Татусь Юлия 9 класс учебный год Лауреат Международный блиц-турнир «Об обществе знаю все» проекта «Новый урок» учебный год Польской Дмитрий 11 класс Сень Юрий 8 класс Международный блиц-турнир «У истоков Отечества» проекта «Новый урок» Польской Дмитрий 11 класс Победитель (1 место) Победитель (2 место) Победитель (1 место)

Деятельностный подход Главный результат- … «деятель», а не «знайка» Формирование личностных качеств

Библиографический список Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября» С Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора С Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении.:[ Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Деятельностный метод в школе. Системно-деятельностный подход в обучении. [ Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. [ Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе N6. - С Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование С Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии N 6. - С Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии С.Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика С Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс С.3-6