Работа с контурной картой на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Отчет по теме самообразования учителя географии «Няндомской СКОШИ» Тихоновой Ирины Анатольевны
«…без карты нет, и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается (А.С. Барков)…» «…без карты нет, и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается (А.С. Барков)…» одна из задач: одна из задач: научить учащихся разнообразным приемам работы с ней. научить учащихся разнообразным приемам работы с ней.
При работе с контурными картами в специальной (коррекционной) школе учителю надо знать условия их использования: При работе с контурными картами в специальной (коррекционной) школе учителю надо знать условия их использования:
1. схожесть с текстовыми картами учебника; доступность для учащихся; соответствие уровню подготовки; без перегрузки географической номенклатурой; с необходимым упрощением наносимых знаков, линий, схем; 2. применять всевозможные виды работ: нахождение месторасположения; соответствующих географических объектов; закрашивание определенной территории; обозначение границ государств, регионов, природных зон и т.п.; нанесение условных знаков; нанесение надписей; вычерчивание путей между заданными точками; составление на их основе картосхем; нахождение объектов, соответствующих словарным словам (перешеек, море, регион и т.д.); диктанты; 3. закреплять правила работы: заполнение карандашом, печатными буквами; надписи четкие мелкие с заглавной буквы; условные знаки и цвета - общепринятые в классе; легенда карты заполняется на полях. 1. схожесть с текстовыми картами учебника; доступность для учащихся; соответствие уровню подготовки; без перегрузки географической номенклатурой; с необходимым упрощением наносимых знаков, линий, схем; 2. применять всевозможные виды работ: нахождение месторасположения; соответствующих географических объектов; закрашивание определенной территории; обозначение границ государств, регионов, природных зон и т.п.; нанесение условных знаков; нанесение надписей; вычерчивание путей между заданными точками; составление на их основе картосхем; нахождение объектов, соответствующих словарным словам (перешеек, море, регион и т.д.); диктанты; 3. закреплять правила работы: заполнение карандашом, печатными буквами; надписи четкие мелкие с заглавной буквы; условные знаки и цвета - общепринятые в классе; легенда карты заполняется на полях.
Примерная схема урока с оформлением контурной карты
1. Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением. 1. Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением.
2. Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. Если на одном уроке изучаются два или, что бывает крайне редко, три географических объекта, то проводится поочередный показ объектов на карте и картине. 2. Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. Если на одном уроке изучаются два или, что бывает крайне редко, три географических объекта, то проводится поочередный показ объектов на карте и картине.
3. Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту. 3. Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту.
4. Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала. 4. Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала.
5. Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях. 5. Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
6. Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками. 6. Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками.
7. Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно в коррекционной школе, т.к. масштабы настенных карт и контурных очевидно не совпадают. 7. Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно в коррекционной школе, т.к. масштабы настенных карт и контурных очевидно не совпадают.
8. Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте. 8. Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте.
9. Подписывание и закрашивание объекта. 9. Подписывание и закрашивание объекта.
Устье какой крупной российской реки находится перед вами на карте? Подсказки: а. Река берёт исток на Валдайской возвышенности. б.Крупный приток реки в устьевой части носит название Ахтуба. в.Несёт свои воды в бассейн внутреннего стока, образуя широкую дельту.
Какой полуостров находится перед вами на карте? Подсказки: а. Расположен в Северной Америке. б.Являлся колонией России и был продан США. в.Последний российский управляющий носил фамилию Рочев.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!