Роль инновационных образовательных учреждений в реализации Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
«История вопроса» Инициатива Президента РФ Д.А.Медведева Обсуждения Совет по образованию и науке при Президенте РФ «О развитии общего образования» Послание Президента РФ Работа групп по направлениям Проект НОИ
Предпосылки Национальный проект «Образование» РКПМО Современная модель образования (Минобрнауки, ГУ-ВШЭ, АНХ) Концепция социокультурной модернизации образования (А.Г.Асмолов) Инициативы Общественной палаты (Л.Духанина)
Обсуждение проекта Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13 марта 2009 г
Обсуждение проекта Письмо Министерства образования /07 от
Обсуждение в Московской области Письмо Министерства образования Московской области руководителям муниципальных органов образования Семинары-совещания с муниципальными координаторами (23,26.03) Конференция школ-победителей конкурса ПНПО (25.03) Семинары ЦСР АСОУ в территориях (Юбилейный (24.03), Каширский р-н (27.03)…… Тематический раздел и форум на сайте ………………………………..
Уважаемые члены Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»! Министерством образования и науки по поручению Президента РФ Д.А.Медведева разработан проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», определяющей направления модернизации общего образования на период до 2015 г.. Совет Ассоциации считает важным участие Ассоциации в обсуждении проекта Национальной образовательной инициативы. Направляем Вам Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» для ознакомления. Ваши мнения и предложения просим направить до 10 апреля по адресу:
Основания Развитие постиндустриальной экономики Качество человеческого капитала Инвестиции в человеческий капитал Инвестиции в образование
Ключевые характеристики «нового» общего образования (результат) соответствие целям опережающего развития («изучать не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем») соответствие задачам и возможностям развития в соответствующих возрастах индивидуализация образования и психолого- педагогического сопровождения интеграция детей с особенными потребностями
Основания «Смещение» критического периода формирования «инновационной личности»с профессиональной на школьную ступень образования «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны».
Ключевые характеристики «нового» общего образования (процесс) Новый учитель Иная школьная инфраструктура Открытость для семьи и общества
Основания Советская система образования создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное Задача - обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества Постсоветская (?) система образования должна обеспечить формирование постиндустриального, инновационного общества, глобальной экономики Задача - формировать творческие компетентности, готовность к переобучению, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни
Ключевые направления развития общего образования Обновление образовательных стандартов. Система поддержки талантливых детей. Развитие учительского потенциала Современная школьная инфраструктура Здоровье школьников
Обновление стандартов Внедрение трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ, к результатам их освоения Компетентностный подход Индивидуализация Использование проектных, исследовательских форм Рост значения внеаудиторной занятости учащихся Адекватные инструменты оценки достижений
Роль инновационных школ «К внедрению стандартов в первую очередь должны привлекаться учителя и школы – участники приоритетного национального проекта «Образование». «Вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества (образования) по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций»
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»: «8. Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации: … институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, – по проектам стандартов общего образования;»
Система поддержки талантливых детей 1. Специальная система поддержи сформировавшихся талантливых школьников сеть образовательных учреждений круглосуточного пребывания (особо для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) распространение опыта деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России система слетов, летних и зимних школы конференций, и других мероприятий
Система поддержки талантливых детей 2. Общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят расширение системы олимпиад и конкурсов школьников развитие дополнительного образования развитие системы ученических конференций и семинаров заочные и очно-заочные школы для старших школьников, позволяющие независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям. отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы Новые финансово-экономические механизмы (в том числе в рамках НПФ и НСОТ)
Развитие учительского потенциала система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации механизмы пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием (с обеспечением ПК и консультационно- методической поддержки) модернизация ПК (система финансирования, содержание) развитие сетевого взаимодействия учителей
Развитие учительского потенциала модернизация системы педагогического образования (возрастание роли психолого- педагогической подготовки, ИКТ-подготовки) новая система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей) достойное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсионные системы обеспечения учителей, привлечение «пенсионеров» в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы)
Зарплата в КПМО
Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. 259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя» Письмо Минобрнауки России от 6 марта 2009 г. ВМ-276/03 «О разработке комплекса мероприятий, направленных на формирование позитивного образа учителя»
Роль инновационных школ «Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Это означает, что как педагогическая практика будущих учителей – сегодняшних студентов педагогических вузов, так и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты».
Современная школьная инфраструктура обновление норм проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарных правил и нормативов питания, требований к организации медицинского обслуживания учащихся, к обеспечению школьной безопасности отработка эффективных механизмов организации подвоза учащихся (включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности) создание адаптивной безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов
Современная школьная инфраструктура Расширение самостоятельности образовательных учреждений (новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений - АУ) Развитие деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы Модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников;
Здоровье школьников обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий
Инструменты и механизмы обновления школьного образования (федеральный уровень) Национальный проект «Образование» Федеральная целевая программа развития образования Интегрированный законодательный акт – новая редакция Закона Российской Федерации «Об образовании»
Инструменты и механизмы обновления школьного образования (региональный уровень) Национальный проект «Образование» Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Московской области на годы»
Инструменты и механизмы обновления школьного образования (региональный уровень) Национальный проект «Образование» Муниципальные программы развития образования
Этапы и сроки реализации К 2011 году - завершение отработки всех пилотных моделей развития системы общего образования, формирование в каждом субъекте РФ элементов целостной стратегии обновления системы общего образования годы - модели должны получить распространение в практике каждого муниципалитета, ключевые параметры инициативы «Наша новая школа» должны быть полностью выполнены.