Предметная область : обучение грамоте, литературное чтение, логопедия. Участники проекта: обучающиеся первых классов (7 – 8 лет) МОУ СОШ 3 г. Киренска, учителя, родители. Цели и задачи: Быстрое и безболезненное прохождение этапа становления чтения у учащихся, испытывающих трудности в овладении данным процессом. Разработать систему мероприятий по преодолению трудностей формирования процесса чтения обучающихся и апробировать данную систему; Формировать техническую сторону процесса чтения у учащихся, испытывающих трудности в овладении данным процессом, Формировать навыки правильного чтения; Повышать интерес к чтению; Описание: Данный проект разработан для учителей-логопедов, учителей начальных классов, родителей, направлен на коррекцию навыков чтения, преодоление трудностей формирования процесса чтения у учащихся с учетом причин возникновения данных трудностей. Информационные технологии и ПО : Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Internet Explorer, Microsoft Office Ассess. Ключевые слова: трудности формирования навыка чтения, коррекция Авторы проекта: Мельникова Елена Николаевна, учитель-логопед МОУ СОШ 3 города Киренска Иркутской области «… так важно с детских лет … вооружить ребенка умением читать». М. И. Оморокова.
«… так важно с детских лет … вооружить ребенка умением читать». М. И. Оморокова. Актуальность и оригинальность проекта: Процесс овладения чтением характеризуется большой вариативностью. Исходя из того, что чтение – это базовый учебный навык, без освоения которого обучение затруднено, можно говорить об актуальности проблемы предупреждения и коррекции трудностей овладения чтением. Разработанная система мероприятий позволяет, учитывая возрастные особенности, а также причины возникших трудностей, организовать эффективную помощь учащимся.вариативностью Ожидаемые результаты: Быстрое и безболезненное прохождение этапа становления чтения у учащихся, испытывающих трудности в овладении данным навыком. В процессе работы над проектом учащиеся овладевают дифференциацией звуков речи и на слух, и артикуляционно, зрительным узнаванием букв, точным соотнесением буквы с конкретным звуком, представлением о звуковом составе слогов и слов, умением объединять слоги, слова в единое целое. Программа проекта: Реализация проекта происходит в соответствии с составленной программой. программой. Образовательная среда проекта: Задачи проекта реализуются в системе традиционных логопедических занятий и составляют их основное содержание, а также в условиях уроков. Для реализации проекта очень важно организовать образовательное пространство.образовательное пространство.
«… так важно с детских лет … вооружить ребенка умением читать». М. И. Оморокова. Учебные материалы: При подготовке к работе по проекту, а также в ходе его реализации была разработана система учебных пособий для преодоления трудностей формирования процесса чтения обучающихся и коррекции ошибок чтения. Вот некоторые из них. Презентация «Читаем и соображаем». (Компьютерный вариант игры А.З. Зака. Составила Мельникова Е.Н.)«Читаем и соображаем» Презентация «Упражнения для коррекции навыка чтения» «Упражнения для коррекции навыка чтения» Презентация « Способы облегчения слияния букв в слоги»« Способы облегчения слияния букв в слоги» Запоминаем буквы с «Пальчиковой азбукой» и «Умной зарядкой». Описание и рекомендации.«Пальчиковой азбукой» и «Умной зарядкой». Презентация к занятию «Различаем звуки и буквы П-Б»«Различаем звуки и буквы П-Б» При реализации проекта были также использованы учебные электронные издания.электронные издания Методические рекомендации по реализации проекта: Предложенный проект можно использовать в работе с учащимися начальной школы на уроках обучения грамоте, принимая во внимание следующие методические рекомендации.методические рекомендации Руководство для учащихся: Перед началом реализации проекта необходимо показать учащимся значимость этой работы и поставить перед ними задачу. Решение этой задачи приведет учащихся к успеху в чтении. учащимся Дополнительная информация: Материалы представлены на научно-практическую конференцию. (Подтверждено сертификатом) Материалысертификатом
«… так важно с детских лет … вооружить ребенка умением читать». М. И. Оморокова. Критерии оценки: Для отбора учащихся в проект «Готов читать – готов учиться» и определения основных направлений работы использовались Тестовая методика обследования устной и письменной речи учащихся Т.А. Фотековой, серия 3 – исследование навыков чтения. серия 3 – исследование навыков чтения. Тестовая методика обследования устной и письменной речи учащихся Т.А. Фотековойобследования устной и письменной речи Методика раннего выявления дислексии. А.Н. Корнев. Методика раннего выявления дислексии Исследование состояния зрительных функций учащихся.зрительных функций Исследование проводиться в три этапа 1. Первый этап: устанавливается уровень сформированности навыка чтения. 2. Второй этап: по основным видам ошибок определяются вероятные причины трудностей. 3. Третий этап: исследование предполагаемо нарушенных функций и определение направлений работы. Примеры оценивания: Результаты проведенного исследования, а также итоги реализации проекта говорят об эффективности предложенной системы работы для преодоления трудностей обучения чтению учащихся на начальных этапах формирования данного навыка. Свои успехи по преодолению трудностей учащиеся Результаты могут проследить в своих читательских дневниках.
«… так важно с детских лет … вооружить ребенка умением читать». М. И. Оморокова. Автор проекта: Мельникова Елена Николаевна, учитель - логопед высшей квалификационной категории. Стаж педагогической деятельности – 18 лет. В течение пяти лет являюсь руководителем районного методического объединения учителей – логопедов. Контактная информация: электронный адрес: телефон : (395-68) Школа: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3», г. Киренск, Иркутская область