Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна
Именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей). А. Маслоу
Психологическая безопасность Психологическая безопасность состояние сохранности психики человека; сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; состояние среды, создающее защищенность способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении.
Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды МБОУ СОШ 1 г. Павлово
Принципы психологической безопасности в образовательной среде принцип опоры на развивающее образование принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия ; принцип психологической защиты личности принцип психологической защиты личности каждого субъекта образовательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.
Технологии создания благоприятных психологических условий образовательной среды школы Психологическая профилактика Психологическая профилактика содействие полноценному развитию личности всех участников образовательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.
Используемые техники : Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения групповых дискуссий, проектирование альтернативных моделей поведения. Использование диагностических данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я– идеальным» и т. п. Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды на классных часах, на родительских собраниях, на школьных методических объединениях.
Психологическое консультирование оказание помощи: в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.
Психологическая коррекция Психологическая коррекция активное воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья участников образовательной среды. активное воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья участников образовательной среды.
психологическое обучение активное воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем.
Работа в направлении создания благоприятных психологических условий образовательной среды основывается на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В основе таких технологий лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к снижению нервно – психического напряжения, повышает способность к саморегуляции и способствует повышению психического здоровья.