Методическая разработка урока литературы по теме «А.С.Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) (6 класс) Автор: Климович Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы
У каждого из нас, у каждого человека должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута. Ю.Карякин
Цели урока Заинтересовать обучающихся рассказом о лицейских годах А.С.Пушкина и его друзьях; Заинтересовать обучающихся рассказом о лицейских годах А.С.Пушкина и его друзьях; познакомить обучающихся с Царскосельским лицеем и его окрестностями; познакомить обучающихся с Царскосельским лицеем и его окрестностями; закрепить ощущение связи времён закрепить ощущение связи времён
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. А. А.Ахматова
Девизом Лицея были слова: «Каждый воспитанник должен жить и трудиться для воплощения в жизнь идей добра, жить для общей пользы».
Расписание дня: Расписание дня: 6 ч. подъем, молитва в зале в неделю: 6 ч. подъем, молитва в зале в неделю: 7-9 ч. класс (учебные занятия) 8 ч на французский язык 7-9 ч. класс (учебные занятия) 8 ч на французский язык 9 ч. чай с белой булкой 8 ч. на немецкий язык 9 ч. чай с белой булкой 8 ч. на немецкий язык до 10 ч. первая прогулка 6 ч. на латынь до 10 ч. первая прогулка 6 ч. на латынь ч. класс по 3 ч. на русский язык, ч. класс по 3 ч. на русский язык, ч. вторая прогулка историю, географию, ч. вторая прогулка историю, географию, 13 ч. обед из трех блюд математику 13 ч. обед из трех блюд математику ч. чистописанье или рисованье по 1 ч. на логику, ч. чистописанье или рисованье по 1 ч. на логику, ч. класс право ученье, ч. класс право ученье, 17 ч. чай закон Божий 17 ч. чай закон Божий до 18 ч. третья прогулка до 18 ч. третья прогулка ч. повторенье уроков ч. повторенье уроков ч. ужин из двух блюд ч. ужин из двух блюд до 22 ч. отдых, развлечения («мячик и беготня») до 22 ч. отдых, развлечения («мячик и беготня») 22 ч. вечерняя молитва, сон 22 ч. вечерняя молитва, сон
31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей: Промчались годы заточенья; Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждет нас у порогу, Разлука ждет нас у порогу, Зовет нас дальний света шум, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу, И каждый смотрит на дорогу, С волненьем гордых, юных дум. С волненьем гордых, юных дум. А.С.Пушкин получает свидетельство с определением в гражданскую службу с чином 10 класса, то есть коллежского секретаря. А.С.Пушкин получает свидетельство с определением в гражданскую службу с чином 10 класса, то есть коллежского секретаря.
А.С.Пушкин в воспоминаниях А.С.Пушкин в воспоминаниях Из отзыва надзирателя «Пушкин (Александр). 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом…» Из отзыва надзирателя «Пушкин (Александр). 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом…»
Иван Иванович Пущин впоследствии писал в своих воспоминаниях «Записки о Пушкине»: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказывать и важничать… В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Главное, ему недоставало того, что называется тактом». Иван Иванович Пущин впоследствии писал в своих воспоминаниях «Записки о Пушкине»: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказывать и важничать… В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Главное, ему недоставало того, что называется тактом».
Заключительное слово Лицей сегодня В современном понимании лицей- это такой тип общеобразовательного учреждения, где наиболее подготовленным учащимся предоставляется возможность получения разностороннего образования, самостоятельного выбора предметов для их углубленного изучения, реализации индивидуальных творческих способностей. В современном понимании лицей- это такой тип общеобразовательного учреждения, где наиболее подготовленным учащимся предоставляется возможность получения разностороннего образования, самостоятельного выбора предметов для их углубленного изучения, реализации индивидуальных творческих способностей.