Деятельностный подход и его реализация на уроках в начальной школе Родькина О.П. учитель начальных классов МОУ «СОШ 4»
Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность, называется деятельностным подходом
Структура деятельности Мотив Цель Средство Действие Результат Оценка
Компоненты деятельности Объяснительный способ обучения Деятельностый способ обучения 1. ЦЕЛЬ - модель желаемого будущего, предполагаемый результат Задается педагогомВ процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности 2. МОТИВЫ - побудители к деятельности Используются внешние мотивы деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности 3.СРЕДСТВА-способы, с помощью которых осуществляется деятельность Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных целей 4. ДЕИСТВИЯ -основной элемент деятельности Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика 5.РЕЗУЛЬТАТ- материальный или духовный продукт Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе учения б.ОЦЕНКА - критерий достижения цели Сравнение полученного результата с эталонами Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения
Технология деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон) Постановка учебной задачи «Открытие» детьми нового знания Первичное закрепление (комментирование) Самостоятельная работа в классе Решение тренировочных упражнений Контроль Решение задач на повторение
возникновение внутренней потребности я «хочу» 1 этап Самоопределение к деятельности У учащихся должны возникнуть положительные эмоции Приёмы: добрые пожелания детям, хлопки пожелания друг другу, девиз урока 1 минута Учитель предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания 2 этап Актуализация знаний Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого Проблемный вопрос, возникновение проблемной ситуации 3-4 минуты
Обсуждение затруднения (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?) 3 этап Постановка учебной задачи Фиксация во внешней речи причин затруднения Основной метод – проблемный диалог 3-4 минуты Чётко формулируется цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока
Построение проекта выхода из затруднения самими учащимися (обсуждение проект решения) 4 этап «Открытие» нового знания Формы работы: диалог, групповая и парная работа Основной метод – проблемный диалог 7-8 минут Новый способ фиксируется в речи и знаково
Решение типовых заданий на новый способ действий с помощью комментирования 5 этап Первичное закрепление во внешней речи Формы работы: фронтальная работа, работав парах 5-6 минут Проговаривание вслух установленных алгоритмов действия
6 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет Создать для каждого ребёнка «ситуацию успеха» («Ты можешь», «У тебя получится») 4-5 минут Самоконтроль, самооценка 2-4 типовых задания на применение нового способа действия
7 этап Включение нового знания в систему знаний и повторения Упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее 7-8 минут Выбор и решение только тех заданий, Которые содержат новый способ или новое понятие
8 этап Рефлексия деятельности Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем надо ещё поработать? 2-3 минуты Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
Структура урока Организационный момент Актуализация знаний и постановка учебной задачи Первичное закрепление с комментированием Самостоятельная работа с проверкой Включение в систему знаний и повторения Итог урока, рефлексия деятельности Домашнее задание «Открытие» детьми нового знания
Как поставить учебную проблему? Тип проблемной ситуации С удивлением С затруднением
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории и точки зрения, столкнуть разные мнения учеников Между житейским представлением учащихся и научным фактом 2. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 3. Дать практическое задание, а)не выполнимое вообще. б)не сходное с предыдущим.
Фрагмент урока русского языка в 4-м классе «Глаголы-исключения» смотреть стелить Ед. число Мн.число 1 лицосмотрюсмотрим 2 лицосмотришьсмотрите 3 лицосмотритсмотрят Ед. число Мн.число 1 лицостелюстелем 2 лицостелешьстелете 3 лицостелетстелют Определите спряжение глаголов смотреть, стелить?
Фрагмент урока русского языка в 3-м классе «Правописание безударных гласных в приставках» долетел забежал надписал
Продуктивные задания На формулирование (темы урока, вопросов по теме) На составление опорного сигнала, рисунка, модели На выражение нового знания в художественной форме (загадка, метафора, стихотворение)
Что я знаю о слове?
Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд – 24 = 17
Уравнение 2 + = 82 × Х = х х 2 Х 18
Периметр прямоугольника сумма длин всех сторон
Задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся:
Задания, направленные на творческое усвоение знаний :
Задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся:
Творческие домашние задания 1 класс Придумай узор или рисунок, составленный из геометрических фигур. Составь бордюр, содержащий некоторую закономерность. Нарисуй 5 предметов, 4 из которых обладают общим признаком, а пятый нет. Нарисуй картинку, соответствующую равенству 2+3=5, составь ещё три равенства. Придумай примеры на сложение и вычитание и реши их с помощью числового отрезка.
2 класс Запиши все трёхзначные числа, сумма цифр которых равна трём. Запиши алгоритм приготовления твоего любимого пирога. Зашифруй название какого-нибудь города и запиши шифровку в тетрадь. Придумай задачу про динозавриков и абракадабриков, которая решается так: (289+74)-289. Творческие домашние задания
3 класс Составь и реши задачу с применением формулы работы. Составь и реши кроссворд на тему «Компоненты действий». Составь и реши задачу, в которой нужно будет применить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное. Нарисовать рисунки для составления задач на разностное и кратное сравнение. Творческие домашние задания