«Организация работы школы по преемственности: начальная школа-среднее звено» учитель математики Волкова Н.М. Январь 2011
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби
Концепция модернизации российского образования ставит перед педагогическим сообществом следующие проблемы: первое, это – содержание образования; второе, это – качество образования. В основе реализации концепции перед учителем стоит задача поисков ответа на вопросы: Чему учить?, Зачем учить?, Как учить?, а главное Как учить результативно?. Будучи не только учителем математики, но и классным руководителем я обратила внимание на то, что при переходе обучающихся начальных классов на вторую ступень обучения в классе падает качество успеваемости и дисциплинированность. В 2010 году анализируя успеваемость, дисциплинированность пятиклассников, мы пришли к выводу, что у многих ребят снизился интерес к учебе и ее результатам, повысился уровень ситуативной тревожности.
Причины возникновения проблемы преемственности в обучении
Неполнота данных о выпускниках начальной школы Немотивированность Учителей на изучение данных о выпускниках начальных классов Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего возраста Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы Рассогласованность в нормах выставления оценок Рассогласование в сложности содержания образовательных программ Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы Несоответствие оценок реальным результатам Не адаптивность методики преподавания К возможностям детей данного возраста. скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступление в противоречие с ранее изученным Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5 классе
Адаптационная программа Администрацияучащиесяродителиучителя Социально- психологическая служба 1. В середине года администрация школы должна иметь четкие представления какая команда педагогов «возьмет» выпускные классы нач. школы и поведет их дальше 2. В мае провести общее собрание родителей учеников 4 классов и учителей предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами. 3. В марте определить кл. рук. в 5 классы с учётом стиля руководства учителя начальных классов. 4. Администрация должна понимать, что данная работа необходима для поддержания жизнеспособности образовательной среды. 1. Изучение кабинетной системы. 2.выполне-ние правил для учащихся. 3.выполне-ние требований учителей- предметников 1.Неослабева-ющий контроль за успеваемостью и поведением детей 2. Тесная связь с учителями и классным руководителем 3. поддержка требований школы. 4. Помощь кл. руководителю во внеклассных делах. 1. Должно быть налажено серьезное методическое сотрудничество между педагогами начального и среднего звена 2. Выполнение единых требований к учащимся ( правила поведения, нормы выставления оценок.) 3. Не ставить отрицательных оценок в течение месяца. 4. Не превышать объём д/з 5. Учителю нач. классов, передающих детей в 5 класс, давать подробную характеристику каждого ученика 6. Новому классному руководителю ознакомить учителей с особенностями класса 1 Изучить психологические особенности детей 4 классов. 2. Ознакомить учителей предметников с психологическими особенностями пятиклассников. 3. Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов. 4. Помощь в ликвидации проблем адаптации. 5. Помощь кл. руководителю в работе с «трудными детьми и семьями»
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе (по мнению учителей) : Снижение успеваемости; Сложность приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения; приемы работы на уроке, отличные от начальной школы; Ухудшение состояния здоровья; Повышение уровня тревожности; Увеличение объема учебной нагрузки.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе (по мнению детей) очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; новые дети в классе (или «я сам в новом классе»); новый классный руководитель; в средней школе «мы снова самые маленькие, а в начальной были самыми большими»; проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе (по мнению родителей) возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Цель работы: создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене
Этапы деятельности: Первый этап - формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации (второе полугодие 4 класса). Второй этап - создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (первое полугодие 5 класса).
Основные направления деятельности: Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами). Педагогическая диагностика. Психологическая диагностика. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями. Коррекционно-развивающая работа. Аналитическая работа.
Организационная работа март - май Заседания методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников. Составление графика проведения контрольных работ, согласование контрольно-измерительных материалов по предметам. Взаимопосещение уроков. август Знакомство с индивидуальными особенностями детей "группы риска. Совещание по организации работы и принятие плана работы по преемственности. «Круглый стол» с участием учителей- предметников, учителей начальных классов, психолога для выработки общих требований к пятиклассникам сентябрь Семинары для учителей: «Особенности протекания периода адаптации к условиям обучения в средней школе». Взаимопосещения уроков. октябрь Классно – обобщающий контроль в 5 классах. Психолого – педагогический консилиум ««Итоги адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ» декабрь Подведение итогов контрольных работ в 5 классах.
Педагогическая диагностика Первый этап - 4 класс (март – май) Цель: определение уровня ЗУНов по основным предметам Второй этап – начало 5 класса (сентябрь – декабрь). Используются те же измерители, что и на конец начальной школы. Цель: прочность усвоение программного материала начальной школы. Результаты сопоставляются, анализируются, делаются выводы.
Психологическая диагностика Первый этап - 4 класс. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно-образного мышления учащихся, их самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности. Цель: определение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. Второй этап - начало 5 класса. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, их самооценки и ведущей репрезентативной системы. Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями.