Урок по истории древнего мира. 5 класс. Учитель МОУ СОШ 9 Афанасьева И. Н.
Цели урока: Образовательная: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты. Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к историческому прошлому человечества.
План : 1) Природные особенности Италии. 2) Легенда об основании Рима. 3) Занятия жителей Рима. 4) Управление в Риме.
посмотрите на карту и скажите, на что похож Апеннинский полуостров? Проблемное задание: сравнить природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.
Работа по контурной карте Г де находится Италия? Н а берегу какой реки основан Рим? К акие горы тянутся вдоль всего полуострова? К акие горы прикрывают Италию с севера? Ч то можно сказать о рельефе этой страны? К акие народы проживали на этом полуострове? К акие племена проживали на территории Рима? 1) Природные особенности Италии.
Различия 1. Размеры территории 2. Горы 3. Реки 4. Почвы 5. Дожди Сходства 1. Морское положение 2. Обилие тепла
2) Легенда об основании Рима. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 44 и познакомиться с легендой об основании Рима. Дидактическая игра «Историческая азбука»: Ответы: Рея, родила, река, Ромул, Рем, рождение, решили, Рим, Рома.
Беседа по прочитанному: О каких героях рассказывается в легенде? Кто спас малышей от гибели? Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? Вопрос классу: когда по легенде был основан город Рим? 21 апреля 753 г. до н.э. – основание Рима.
В итоге Рим стоял на семи холмах
3) Занятия жителей Рима. Сообщения учащихся:
4) Управление в Риме. Патриции - потомки древнейших жителей Рима Плебеи - переселенцы из других поселений. Сенат заседание старейшин родов. Народное собрание - высший орган власти управления Римом.
Население Рима плебеи ______________ плебеи РОД ___________ Собрание мужчин-патрициев (_______________) ___________ __________ _________ _______ _____ ______ отец отец отец _________
Об основателе Рима Ромуле из легенды известно, что он возгордился, окружил себя приближенными и телохранителями - ликторами. Они шли всегда впереди царя, держа в руках связки прутьев - фасции, в которые был воткнут топор.
Закрепление изученного материала: Чем отличались и были схожи природные условия, занятия, управление Древней Греции и Древнего Рима?
По горизонтали: 1. Река в Италии. 2. Племя, жившее на Апеннинском полуострове. 3. Легендарный основатель Рима. 4. Воины - телохранители царя в Риме. 5. Жрица богини огня и домашнего очага. 6. Потомки основателей Рима, полноправные граждане. 7. Совет старейшин родов в Риме. 8. Переселенцы, прибывшие в Рим из других областей. 9. Имя римского юноши по прозвищу Левша. По вертикали: Имя последнего царя древнейшего Рима.
Домашнее задание: 1. Прочитать § 44, ответить на вопросы в конце §. 2. Д ДД Для любознательных: Реши задачу: почему Эллада основала много колоний за морем, а города-государства Италии почти не имели заморских колоний?