Взгляд на современный урок
Теория учебной деятельности учебных задач УРОКА предполагает решение системы учебных задач, которые разворачиваются для детей в форме УРОКА Учебная задача общий способ действия Учебная задача – это такая задача, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач период Единицей проектирования и анализа учебного процесса должен стать период, а не отдельный урок
традиционная по Б. П. Есипову комбинированный урок; урок по ознакомлению учащихся с новым материалом; урок закрепления и повторения знаний; урок общения и систематизации изученного; урок выработки и закрепления умений и навыков; уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. на основе развивающего обучения по Ю. А. Конаржевскому урок постановки учебной задачи; урок решения учебной задачи; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных задач с применением открытого способа; урок контроля и оценки. по Л. Г. Петерсон урок открытия нового знания; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля; урок рефлексии. ТИПЫ УРОКОВ Классификация уроков
Система принципов для построения уроков в рамках системно - деятельностного подхода : 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
Структурные компоненты учебной деятельности : Цель Мотив Учебная задача Учебные действия Самоконтроль Самооценка Результат : коррекция или новая учебная задача I этап постановки учебной задачи II этап решения учебной задачи III этап конкретизации открытого способа действия ( этап решения частных задач ) Этапы учебной деятельности :
Основные требования к подготовке и проектированию уроков : Проектироваться должен не отдельный урок, а цикл уроков ( период ) Урок должен строиться в зависимости от его места в цикле постановки и решения детьми учебной задачи При проектировании урока необходимо точно ответить на вопросы : «Какие изменения (приращения) в детских действиях произошли?» «С чем дети уйдут с урока?», «Какой продукт деятельности будет освоен детьми?»
По месту в цикле уроки делятся : 1 этап – вводные ( постановочные ) уроки 2 этап – уроки решения учебной задачи 3 этап – уроки конкретизации открытого способа действия
Постановочный, или вводный урок - перед детьми ставится учебная задача Демонстрация детьми владения старым способом действия (ситуация успеха) Самооценка Постановка перед детьми конкретно-практической задачи (ситуация разрыва)
Уроки решения учебной задачи – поисковая работа найденный способ действий должен быть зафиксирован в модельной форме и сформулирован в виде определения или правила изучить открытый способ действия, представив его в «чистом виде» Итог окончательное уяснение нового способа действий всеми детьми организация группового взаимодействия детей и учителя и соответствующее ему схематическое воплощение
Уроки конкретизации открытого способа действия – отработка нового способа действий Проведение тестовой диагностической работы на «входе» Коррекционная работа в малых группах Тестовая диагностическая работа «на выходе»
Завершающий момент изучения темы рефлексивная оценка в форме проверочной работы и её анализа, которая является : 1. способом подведения итогов изучения конкретной темы 2. основой для постановки новой учебной (учебно-практической) задачи
самоконтроль и самооценка Если на уроке ( или цикле уроков ) отсутствуют компоненты : цель мотив к преодолению трудностей учебные задачи учебные действия самоконтроль и самооценка учебная деятельность не формируется !
Учебная деятельность должна отражать : УУД (умение научить учиться) Предметные способы действия по получению, преобразованию и применению знаний