Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2 р.п. Беково Кручинкина Татьяна Викторовна
Устно образуй словосочетания из выделенных слов, данных в скобках. Запиши те словосочетания, в которых выделенные слова будут иметь переносное значение. Горький (перец, лекарство, доля), тонкий (сукно, ум, слух, пальцы), потерять (терпение, перчатка, ключ), горячий (молоко, печь, время, спор), разбить (чашка, надежда, жизнь, ваза), лёгкий (пальто, характер, ноша).
Выпишите омонимы. А) Птичья клетка, потерять ключ, ручная вышивка, журчащий ключ. Б) Включить плиту, хищная рысь, тень дуба, прямая линия, тень сомнения. В) Играть в шашки, прямой ответ, встречный ветер, прямая линия.
Игра «Четвертый лишний». смелость кричать маленький храбрость молчать большой трусость говорить обширный отвага болтать крупный
Тема урока: Антоним (от греч. слова) анти – против, Опута – имя.
К данным словам подберите антонимы. Север - … Высокий - … Улететь - … Завязать - … Светлый - … Вред - … Тяжёлый - …
Распределите данные ниже слова по частям речи. Спрашивать, победа, глубокий, сказка, светает, просторный, проснуться, утро, белый, говорить, друг, трудиться, верхний, молодость, дорогой
К данным словам подберите антонимы, выбирая их из следующего списка: заснуть, дешевый, молчать, быль, старость, отвечать, черный, враг, мелкий, темнеет, поражение, тесный, нижний, отдыхать, вечер
Проверка: Заснуть - проснуться, молчать - говорить, отвечать - спрашивать, темнеет - светает, отдыхать - трудиться, победа - поражение, сказка - быль, утро – вечер, друг - враг, молодость - старость, глубокий - мелкий, просторный - тесный, белый - черный, верхний - нижний, дорогой - дешевый,
Замените выделенные слова противоположными по смыслу: Легкая задача – Легкая ноша – Мелкий дождь – Мелкий пруд – Слабый голос – Слабые знания – Старый охотник – Старый дом – трудная задача тяжелая ноша крупный дождь большой пруд сильный голос хорошие знания молодой охотник новый дом
Допишите пропущенный антоним: 1)Солнце всходит и …. 2) На каждую загадку есть …. 3) Книга содержит вопросы и …. 4) Настал вечер, и шум сменился …. 5) В конце долгого пути легкая ноша кажется …. 6) В чаще сумрачно, а на опушке….
Спишите, заменяя выделенные слова антонимами : Опоздали. Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул холодный ветер, и идти было трудно. Мы пришли к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.
Литература: 1. Русский язык в школе// Изучение антонимов/ 4. – Интернет – ресурсы 3. Текучёва И.В./Тесты по русскому языку: 5 класс./ М.: Издательство «Экзамен», Малюшкин А.Б./Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс./ М.: Издательство «Творческий центр», 2004