Дымковская игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Считается, что возник он в XV– XVI веках в слободе Дымково
Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием Свистунья.
На этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек. Свистели все и взрослые, и дети. Игрушку-свистульку, которой отводилась такая важная роль на празднике, и лепили особенно тщательно, по частям. Обычно свистульки делали в виде сказочных животных.
А еще наши предки на веселом празднике «Свистунья» зазывали долгожданную весну. Этот праздник проводили с давних пор в вятских северных землях в честь древнего славянского бога Ярилы – весеннего света и тепла.
К этому празднику лепили игрушек – свистулек превеликое множество. Долгожданная весна несла много радости, и предчувствие этой радости воплощалось в этой игрушке. Вятская игрушка ярка и красочна по-весеннему. И в праздник как запоют, засвистят игрушки на разные голоса. И так задорно и весело поет свистулька, так мило сердцу весеннее воскрешение, что ноги сами в пляс пускаются. И пошла свистопляска!
А когда закончится праздник, то игрушки на самые видные почетные места установят, чтобы не покидал праздник человека весь год. Словно радуга воцарится в доме.
Расписные кони в яблоках, птицы-павы, жар-птицы, медведи могучие, львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни. Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то и полоску либо в клетку.
Слеплены они по всем скульптурным правилам, с какой стороны не возьми – красивы, глаз не оторвать. И пришла эта красота не из дальних стран, а из давних времен.
Вот индюк нарядный Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока, Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив, Смотрит свысока вокруг, Птица важная индюк.
Дымковская игрушка искусство рукотворное. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности. Широко используют гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность
Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.
Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.
Раньше обжигали в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов
Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку казеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.
Темперные краски для росписи
Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора
На каждом этапе существуют свои технологические и художественные особенности, приемы, тонкости, которые мастерица передает своей ученице из рук в руки.
Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировской области краеведческий музей. В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.
Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров. [ [ Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях: