Цель: - Познакомить учащихся с понятием параллелограмма и его свойствами. Задачи: - образовательная: разобрать свойства параллелограмма, научиться строить параллелограмм, познакомиться с его видами. -р-развивающая: развитие творческого мышления, умения анализировать, развитие пространственных представлений; -в-воспитательная: воспитание чувства прекрасного, интереса к предмету. Оборудование: мультимедиа, транспортиры, угольники, линейки, циркули, нелинованная бумага, опорные конспекты, рабочая карта урока, набор геометрических фигур, листы с эскизом параллелограмма, сигнальные флажки.
План урока Организационный момент. Постановка целей урока. Актуализация знаний. Изучение нового материала. Закрепление. Подведение итогов. Домашнее задание.
Назовите пары параллельных прямых. Покажите пары перпендикулярных прямых. Назовите несколько четырехугольников. Укажите четырехугольники, у которых противоположные стороны параллельны. Покажите какие – либо четырехугольники, у которых две стороны параллельны. Укажите какие – либо четырехугольники, у которых есть не более двух параллельных сторон. Назовите какие – либо четырехугольники, у которых есть не менее двух параллельных сторон. Укажите какие-нибудь четырехугольники, у которых стороны попарно параллельны.
Определение: Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, называется параллелограммом.
В параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны. Доказательство: АВС= АДС (по 2 признаку равенства треугольников). У них АС - общая сторона, 1= 2, 3= 4 (накрест лежащие при параллельных АВ и СД, ВС и АД и секущей АС). Следовательно, АВ=ДС, ВС=АД. А= 1+ 2= 3+ 4= С
Вывод: Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника.
Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам. Доказательство: АОВ= СОД (по 2 признаку равенства треугольников). У них АВ=СД как противоположные стороны параллелограмма, 1= 2, 3= 4 (накрест лежащие при параллельных АВ и СД и секущих АС и ВД). Следовательно, АО=ОС, ОВ=ОД.
Проведем две пересекающиеся прямые, обозначим точку их пересечения. На одной из прямых отложим циркулем равные отрезки ОА и ОС, а на другой – равные отрезки ОВ и ОД. Соединим последовательно точки А, В, С и Д. Четырехугольник АВСД – параллелограмм.
Назовите все четырехугольники, у которых противоположные стороны равны. Укажите четырехугольники, у которых противоположные стороны параллельны. Покажите четырехугольники, у которых противоположные углы равны. Назовите параллелограммы, изображенные в таблице.
Дано: 1= 3, 2= 4 Доказать: АВСД - параллелограмм Дано: 1= 2= 3 Доказать: АВСД - параллелограмм Дано: А= С, АВ//ДС Доказать: АВСД - параллелограмм Дано: 1= 2, 2= 4 Является ли четырехугольник АВСД параллелограммом?
Задание 1: Постройте на нелинованной бумаге несколько различных параллелограммов с помощью: а) угольника и линейки; б) одной линейки; в) циркуля и линейки. Задание 2: Постройте в тетради, используя свойства клетчатой бумаги параллелограмм АВСД. Измерьте его стороны и углы и запишите равенства: АВ=…;ВС=…; ОС=…; ОД=…; Дано: Задание 3: Напишите формулу периметра параллелограмма, и используя её найдите периметры параллелограммов, построенных в заданиях 1 и 2.
Из свойств параллелограмма следует : АВ=ДС, ВС=АД. Задача 1: Р=2(АВ+ВС) Задача 2: АВ= Задача 3: Задача 4: Диагональ параллелограмма делит его на два равновеликих треугольника.
Задания на оценку 3: 372 б) – 8,5 см, 15,5 см; 376 а) -, ; г) Задания на оценку 4: см; 12 см см. Задания на оценку 5: см или 70 см 377 MN=PQ=6 см,NP=QM=8 см,
Какой четырехугольник называется параллелограммом? Какими свойствами он обладает? Назовите виды параллелограммов. Как построить параллелограмм? Назовите предметы из окружающей обстановки, которые имеют форму параллелограмма. Задание: Из набора геометрических фигур, имеющегося у вас на столе, отберите те фигуры, которые являются параллелограммами. На листе изображен параллелограмм, укажите свойства, которыми он обладает.
П.42, 376(в,д), 372(а,в) Подготовить карточку к зачету по теме «Параллелограмм», написать сказку, придумать загадку по теме «Параллелограмм». По опорному конспекту – учить определение, свойства, способы построения параллелограмма.