Электронное справочное пособие Алгебра МБОУ СОШ 4 г. Заполярный, Мурманская область 89.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Квадратичная функция 9 класс МОУ СОШ 4 Заполярный, 2008.
Advertisements

Квадратичная функция.. Содержание: Определение квадратичной функции. Определение квадратичной функции. Функция y = x 2. Функция y = x 2. Функция y = ax.
Две взаимно перпендикулярные числовые оси с общим началом 0 образуют прямоугольную систему координат на плоскости. Горизонтальная ось называется осью.
Функции, их свойства и графики 10 класс. Найти область определения функции Проверить 1. у = 3 х – 4 1. у = 6 – 4 х 2 D(y): x R Это линейная функцияЭто.
Доклад на районном МО математиков (март,2010г.). /Слепокурова Л.Г. МОУСОШ74/. Числовые неравенства и их свойства.
Рациональные неравенства Алгебра 9 класс. Неравенства Неравенства линейныеквадратныерациональные.
Итоговое тестирование по алгебре 8 класс Выполнила учитель математики МОШ 32 Золотарёва Марина Фёдоровна.
Сатиев Ахмед Ученик 8 « г » класса Школы 36. Квадратным уравнением называется уравнение вида ах 2 + bx + c = 0, где а, b, с – числа, а 0, х – неизвестное.
Системы линейных уравнений. Обобщающий урок.. Определения: Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида ax+by=c, где х и у – переменные,
Уравнение ax + b = 0, где а 0, называют линейным уравнением с одной переменной. Решением уравнение является значение Уравнение ax + by + c = 0, где а,
Свойства функции А - 9. Функция – зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению х соответствует единственное значение функции.
Алгебра. Степень с натуральным показателем. Решение квадратных уравнений и неравенств. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Справочник.
Алгебра 9 класс. Неравенства Неравенства линейныеквадратныерациональные.
Квадратичная функция Учитель математики МОУ ООШ п. Романовка Завгородняя Т. И.
Числовой функцией называется соответствие (зависимость), при котором каждому значению одной переменной сопоставляется по некоторому правилу единственное.
Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители. (8 класс)
Что такое функция? Функциональная зависимость, или функция, - это такая зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению независимой переменной.
Функция. Свойства функции.. Числовой функцией называется соответствие ( зависимость ), при котором каждому значению одной переменной сопоставляется по.
1 Автор: Кольцова М.Н. Новосибирск Автор: Кольцова М.Н. Новосибирск 2006.
Квадратные уравнения Определение. Неполные кв. уравнения. Полное кв. уравнение. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение кв. уравнений с.
Транксрипт:

Электронное справочное пособие Алгебра МБОУ СОШ 4 г. Заполярный, Мурманская область 89

Оглавление 8 класс

Оглавление 9 класс

Алгебраическая дробь Обыкновенная дробь: числитель знаменатель В алгебраической дроби числитель и знаменатель – алгебраические выражения. Алгебраические дроби:

– алгебраическая дробь, где числитель дроби Р(a,b),а знаменатель дроби Q(a,b). P (a,b) и Q (a,b) многочлены от переменных a, b, которые принимают лишь допустимые значения, т.е. такие, что Q (a,b) 0 Определение: Алгебраическая дробь

Основное свойство дроби b a = b a b 0, m 0 m m При умножении или делении числителя и знаменателя дроби на одно и то же алгебраическое выражение получается равная ей дробь m m Можно сокращать алгебраическую дробь на общий множитель Для сокращения дроби нужно числитель и знаменатель разделить на их общий множитель 3ab 15a b b 5a 2 2 = 3ab 5a. b3ab. =

Основное свойство дроби Используется при приведении к общему знаменателю Используется при сокращении дробей

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю

Из первого знаменателя выписать произведение всех его множителей, из остальных знаменателей приписать к этому произведению недостающие множители. Разложить все знаменатели выражения на множители == = = = == Ответ

Умножение дробей

Деление дробей

Действительные числа N = { 1; 2; 3; 4;...} Z = N { 0; -1; -2; -3; …} Q = Z R = Q натуральные целые рациональные иррациональные

Арифметический квадратный корень Определение корня О.Д.З. корня Арифметическим квадратным корнем из неотрицательного числа a – ( ) – называется неотрицательное число, квадрат которого равен a.

Свойства квадратного корня

Применение свойств корня = 48

Квадратное уравнение и его корни Квадратным уравнением называется уравнение вида ах 2 + bх + с = 0, где а, b и с – заданные числа, а 0 Полные квадратные уравнения: ах 2 + bх + с = 0, Неполные квадратные уравнения: ах 2 + bх = 0, с = 0 ах 2 + с = 0, b = 0 ах 2 = 0, b = 0, с = 0 Выделение полного квадрата Графический способ решения

Аналитические способы решения полных квадратных уравнений По свойствам коэффициентов: если а + b + с = 0, то х 1 = 1 и х 2 = с/а если а – b + с = 0, то х 1 = – 1 и х 2 = – с/а По теореме, обратной теореме Виета: для х 2 + рх + q = 0 По формулам корней через дискриминант: D = b 2 – 4 ас D > корня D = корень D < нет корней

ах 2 + bх + с = 0, а 0 Неполные квадратные уравнения c = 0 ах 2 + bх = 0 х(ах + b) = 0 b = 0 ах 2 +с=0 ах 2 =-с х 2 = х 2 =d d 0 нет х = 0 х корней х 4 х 2 +3=0 5 х 2 =0 3 х 2 =27 b = 0, с = 0 ах 2 = 0 х = 0

Выделение квадрата двучлена (x + k) 2 = 0; x + k = 0 x = k (x k) 2 = 0; x k = 0 x = k Алгоритм решения приведенного квадратного уравнения методом выделения квадрата двучлена

Графический способ решения Уравнение ax 2 + bx + c = 0 заменим равносильным уравнением ax 2 = – bx – c. Построим графики функций y = ax 2 и y = – bx – c в одной системе координат. В точках х 1 и х 2 значения обеих функций равны, следовательно, х 1 и х 2 являются корнями уравнения ax 2 + bx + c = 0. Подробнее

x y = x 2 y = – 3x + 4 При х = – 4 y = (– 4) 2 = 16 у = – 3 · (– 4) + 4 = 16 Ответ: – 4 ; 1. y = x 2 Строим графики функций: х 0123 у 0149 y = – 3x + 4 х 01 у 41 x 2 + 3x – 4 = 0 x 2 = – 3x + 4

Разложение квадратного трехчлена на множители Квадратный трехчлен можно разложить на множители следующим образом: решим квадратное уравнение и найдем корни этого уравнения и. Тогда Пример: Разложить на множители выражение Решаем уравнение Ответ: Корни уравнения

Дробные рациональные уравнения 1. Перенести все члены уравнения в одну сторону за знак равенства. 2. Преобразовать уравнение к виду. 3. Решить уравнение. 4. Проверить корни уравнения под условие. 5. Выбрать в ответ корни уравнения, удовлетворяющие условию. Подробнее

Ответ: Решите уравнение:

Ответ:

Что такое функция x – независимая переменная (меняем сами), аргумент. y – зависит от х по определенному правилу или закону, функция. Если задано х, то х y (единственное) соответствие Допустимые значения х – область определения, Полученные значения y – область значений, По заданному х, можно найти, подставив в формулу функции значение.

Если каждому значению х из некоторого множества чисел поставлено в соответствие число у, то говорят, что на этом множестве задана функция у(х). х у y=f(х)y=f(х) f (х)(х) Определение функции

Все значения независимой переменной образуют область определения функции х y=f(x) f Область определения функции Область значений функции Все значения, которые принимает зависимая переменная образуют область значений функции ООФ и ОЗФ

Способы задания функции 3. Графический – Пусть задана функция. 1. Табличный – запись в виде таблицы конкретных значений переменной х и соответствующих им значений переменной y. 2. Аналитический – запись функциональной зависимости в виде некоторой формулы.

График функции Графиком функции называется множество точек плоскости с координатами (х; у), где х пробегает область определения функции f(x).

y x y = f(x) a y = f(x+a) y = f(x) y = f(x)+b y x b y x y = f(x) y = - f(x) y x y = f(x) y = f(ax) y = f(x) y x y =b f(x) y x y = f(x) Преобразование графика функции

Свойства функций 1) Нули функции, у = 0 (пересечения с осью ОХ). 2) Точки пересечения с осью ОУ, х = 0. 3) Возрастание функции (если x 2 > x 1, то f(x 2 ) > f(x 1 )): с возрастанием аргумента увеличивается значение функции – аргумент и функция связаны одинаковыми знаками. Убывание функции (если x 2 > x 1, то f(x 2 ) < f(x 1 )): с возрастанием аргумента уменьшается значение функции – аргумент и функция связаны противоположными знаками.. 5) Непрерывность функции (разрывы – нельзя провести график не отрываясь). 6) Наибольшее и наименьшее значения функции. 4) Промежутки знакопостоянства: если f(x) > 0, и если f(x) < 0.

Линейная функция Прямопропорциональная зависимость между переменными x и y: приводит к простейшей линейной функции y = kx. Линейной функцией называется функция y = kx + b, где k и b – некоторые числа. y = kx прямая y y = kx k > 0 0 x y = kx + b y y = kx + b b k > 0 0 x y = b y 0 x b y = b

гипербола k > 0 I, III четверти k < 0 II, IV четверти Функция и её график свойства

Системы уравнений a 1 x + b 1 y = c 1, где x, y – неизвестные, a 2 x + b 2 y = c 2, a 1, a 2, b 1, b 2, c 1, c 2 – данные числа. Решить систему – значит найти все её решения. Система называется совместной, если она имеет хотя бы одно решение и несовместной, если она не имеет ни одного решения. Система называется определенной, если она имеет конечное число решений, и неопределенной, если она имеет бесконечное множество решений. Две системы называются равносильными, если они имеют одно и то же множество решений.

Решение систем способом сложения Переходим к равносильной системе, в которой одно из уравнений содержит только одну переменную. Решить систему уравнений: (1) Умножим все члены первого уравнения на – 3, а второго уравнения на 2: (2) Почленно сложим уравнения системы (2): Запишем равносильную систему, взяв любое из уравнений системы (1): (3) Решением системы (3), а следовательно и системы (1), является пара чисел: Ответ: (– 3; 0). Пример 1

Ответ: (2; – 5) Пример 1

\ 3\ 4\ 15\ 5\3\ хук уху Пример 2

Решение систем способом подстановки Из какого-либо уравнения системы выражают одно неизвестное через другие неизвестные, а затем подставляют значение этого неизвестного в остальные уравнения. Пример 1 Пример 2

Пример 1 Ответ: (-4; -2,5), (5; 2).

Пример 2 Ответ: (-6; -1), (1; -6).

Решение систем графическим способом Графическое решение системы уравнений с двумя переменными сводится к отысканию координат общих точек графиков уравнений. Пример 1 Пример 2

Пример 1 парабола прямая х у Ответ: (1; 0), (4; 3).

Пример 2 х у Ответ: (-1; -1), (1; 3).

Неравенства и их свойства Неравенством называется выражение вида: a b (a b) Основные свойства:

Числовые промежутки

Решение неравенств с одной переменной Неравенство привести к виду: х b (х b), используя основные свойства (перенос слагаемых, умножение или деление обеих частей на одно и то же число). Линейным неравенством с одной переменной х называется неравенство вида где а и b – действительные числа (кроме а = 0). Пример 1 Пример 2

Пример 1 Решить неравенство : –2(х – 3) > 3(х+5) Раскроем скобки:– 2 х + 6 > 3 х + 15, перенесем слагаемые с неизвестными влево, а слагаемые без неизвестных – вправо, меняя их знаки: – 2 х – 3 х > 15 – 6, приведём подобные, – 5 х > 9, разделим обе части неравенства на отрицательное число – 5, меняя знак неравенства, х < – 1,8.

Пример 2 //////////////////////////////////// х

Решение систем неравенств Пример 1Пример 2Пример 3 Решить систему неравенств – значит найти множество общих решений двух или нескольких неравенств. Значение переменной, при котором каждое из неравенств системы обращается в верное числовое неравенство, называется решением системы неравенств. Множество решений системы неравенств есть пересечение множеств решений входящих в неё неравенств.

Пример 1 Решить систему неравенств: //////////////////////////////////// х 2 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ 4 Ответ: [2; 4).

Пример 2 Решить систему неравенств: /////////////////// х \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ 0 – 0,5

Пример 3 Решить систему неравенств: х \\\\\\\\\\\\\\\\\\ 4 – 0,2 Ответ: нет решений. /////////////////

Степень с целым показателем Определение n – натуральное число, a – основание степени, n – показатель степени.

Определение степени с целым отрицательным показателем

Свойства степени с целым показателем

Стандартный вид числа 317,3 = 3, ; 0, = 3, Пример 1 Пример 2Пример 3

Пример 1 Представить числа в стандартном виде: 1) = 4, = 4, ; 2)0, = 7, = 7, ; 3) = 1,

Пример 2 Выполните действия над числами, записанными в стандартном виде: 1)(3, )( ) = (3,47)( )= = 23,810 3 = 2, ; 2) (8, )( ) = (8,132)( )= = 16, = 1,

Пример 3 Выполните действия над числами, записанными в стандартном виде: 1)(15, ):( ) = (15,4:7)(10 15 : )= = 2, (-12) = 2, ; 2) (8, ):( ) = (8,19:9)( : )= = 0, (-21) = 9, = 9,

Действительные числа N = { 1; 2; 3; 4;...} Z = N { 0; -1; -2; -3; …} Q = Z R = Q натуральные целые рациональные иррациональные

Квадратичная функция

Какую функцию называют квадратичной Квадратичной функцией называют функцию, которую можно задать формулой вида y = ax 2 + bx + c, где a, b и с - некоторые числа, причём а 0. График любой квадратичной функции – парабола

Функция у = ах² График Пример Свойства Сдвиг Графиком функции y=ax 2, где a0, является парабола с вершиной в начале координат; её осью симметрии служит ось y; при ветви параболы направлены вверх, при ветви вниз. a>0 a<0

Функция y=ax 2 Построим график функции y=2x 2 x y = 2x2y = 2x x y = -2x а>0 а>0 а 0 у=-2 х 2 х у х у у=2 х 2

Сдвиг графика функции у = ах² 1. Чтобы построить график функции y = ax 2 + n, нужно перенести параболу y = ax 2 вдоль оси на n единиц вверх, если n > 0, или на |n| единиц вниз, если n < 0. При этом вершина параболы окажется в точке (0; n). 2. Чтобы построить график функции y = a(x + m) 2, нужно перенести параболу y = ax 2 вдоль оси x на m единиц влево, если m > 0, или на |m| единиц вправо, если m < 0. При этом вершина параболы окажется в точке (- m ; 0). 3. Чтобы построить график функции y = a(x + m ) 2 + n, нужно перенести параболу y = ax 2 вдоль оси x на p единиц влево, если m >0, или на |m| единиц вправо, если m 0, или на |n| единиц вниз, если n < 0. При этом вершина параболы окажется в точке (- m; n).

y x y = x2y = x2 y = 2x 2 y = 0,5x 2 1. Д (у) = R 2. Е (у) = [0; +) 3. четная, т.к. у(-х) = у(х) 4. Возрастает на промежутке [0; +) 5. Убывает на промежутке (-; 0] 6. Наименьшее значение равное 0 при х = 0 Свойства функции у = ах² при а > 0

Свойства функции у = ах² при а < 0 x y = - x 2 y = - 2x 2 y = - 0,5x 2 y 1. Д (у) = R 2. Е (у)= (-; 0] 3. четная, т.к. у(-х) = у(х) 4. Возрастает на промежутке (-; 0] 5. Убывает на промежутке [0; +) 6. Наибольшее значение равное 0 при х = 0

График функции у = ax² + bx + c 1 способ 2 способ 3 способ Схема Пример 2Пример 1 Пример 3 Пример 4 Пример 5

Схема построения графика квадратичной функции y=ax 2 +bx+c Построить вершину параболы. Построить вершину параболы. Провести через вершину параболы прямую, параллельную оси ординат, - ось симметрии параболы. Провести через вершину параболы прямую, параллельную оси ординат, - ось симметрии параболы. Найти нули функции, если они есть, и построить на оси абсцисс соответствующие точки параболы. Найти нули функции, если они есть, и построить на оси абсцисс соответствующие точки параболы. Построить дополнительные точки. Построить дополнительные точки. Провести через построенные точки параболу. Провести через построенные точки параболу.

Схема построения параболы: х у у = х 2 – 4 х + 3 Найти координаты Найти координаты вершины параболы: М(2;-1). вершины параболы: М(2;-1). Провести ось симметрии: х = 2. Провести ось симметрии: х = 2. Найти дополнительные точки: Найти дополнительные точки: при х=0, у=3; при х=4, у=3. Соединить полученные точки. Соединить полученные точки.

у xx y90 2 а 2 а 2 а 2 а -b-b-b-b Пример 1

y = ¼ x 2 + 2x – 5 Графиком функции является парабола, ветви параболы направлены вверх, т.к. а = ¼, a>0. M(x 0 ;y 0 )- вершина параболы x 0 = ; x 0 = -2 : ½ = -4 y 0 = ¼ (-4) 2 +2(-4)-5 = -9. M(-4;-9) Прямая х = -4 – ось симметрии Нули функции: y=0 ¼ x 2 + 2x – 5 = 0 x 2 + 8x – 20 = 0 x 1 = -10, x 2 = 2 x0-2y у -b-b2 а 2 а-b-b2 а 2 а x Пример 2

Пример 3 Построим график функции y=x 2 -4x+5. 1) Найдём точки графика, имеющие ординату, равную 5. Для этого решаем уравнение x 2 – 4x + 5 = 5. Получаем: х 1 = 0, х 2 = 4 2) Точки А (0; 5) и В (4; 5) лежат на параболе и имеют одинаковую ординату. Эти точки симметричны относительно оси симметрии параболы, поэтому ось симметрии проходит через середину отрезка АВ. Т.к. абсцисса точки А равна 0, а т. В равна четырём, то уравнение оси параболы х = 2. 3) Подставим значение х в уравнение. Получаем координаты вершины параболы: х 0 = 2, у 0 = 1. 4) Отмечаем на координатной плоскости точку С (2; 1), построим параболу, проходящую через три точки А, В, С. у=х 2 -4 х+5 АВ С 0 х 5 у

Пример 4 Построим график функции y=2(x+1) Будем действовать следующим образом: 1)Построим параболу y=2x 2 ; 2)Перенесем ее на 1 единицу влево и на 3 единицы вниз – в результате получится график заданной функции y=2(x+1) (см.рис) Действия, которые мы выполнили, можно описать такой схемой: y=2x 2 y=2(x+1) 2 y=2(x+1) Влево на 1 ед. Вниз на 3 ед.

Пример 5 y=-2(x+3) 2 +2 у=-2 х 2 х 12 у АВ М 0 х-3 у 2 у = -2(x+3) 2 +2 m = -3 n = 2

Подробнее Квадратные неравенства

Решить неравенство: - + +

- ++

+ +

+ + Нет решений Решить неравенство:

Метод интервалов х у 0 Пусть функция задана формулой вида В каждом промежутке знак функции сохраняется При переходе через нуль знак функции меняется

? ? ? ? Решить неравенство: f (3) = (3 – 2)(3 + 5)(3 – 4) = – 8 f (0) = (0 – 2)(0 + 5)(0 – 4) = 40f (– 6) = (– 6 – 2)(– 6 + 5)(– 6 – 4) = – 80

Уравнения и системы уравнений

Рациональные выражения Целые и дробные выражения называются рациональными выражениями. Целые – составлены из чисел и переменных с помощью действий сложения, вычитания и умножения, а также деления на число, отличное от нуля Дробные – помимо действий сложения, вычитания и умножения, содержат деление на выражение с переменными.

Целые уравнения Уравнение с одной переменной называют целым уравнением, если обе его части являются целыми выражениями. Целое уравнение можно свести к линейному или квадратному. Приёмы: разложение на множители, введение новой переменной.

Системы уравнений с двумя переменными В 8 классе слайды

Дробные уравнения рациональное уравнение, где P(x) и Q(x) многочлены. Решение рациональных уравнений: Подробнее

Ответ:

Решение задач

Графическое исследование уравнений Подробнее Уравнение f(x) – g(x) = 0 заменим равносильным уравнением f(x) = g(x). Построим графики функций y = f(x) и y = g(x) в одной системе координат. В точках х 1 и х 2 значения обеих функций равны, следовательно, х 1 и х 2 являются корнями уравнения f(x) – g(x) = 0.

x y = x 3 y = – 3x + 4 Ответ: х = 1. y = x 3 Строим графики функций: х 012 у 018 y = – 3x + 4 х 01 у 41 x 3 + 3x – 4 = 0 x 3 = – 3x + 4 y

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Числовые последовательности 1; 2; 3; 4; 5; … - последовательность натуральных чисел; последовательность четных чисел; последовательность нечетных чисел; 1; 3; 5; 7; 9; … - 2; 4; 6; 8; 10; … - 1; 4; 9; 16; 25; … - последовательность квадратов натуральных чисел;

1; 0; 1; 0; 1; 0; … Числовые последовательности 3; 3; 3; 3; 3; 3; … Числа, образующие последовательность, называют членами последовательности; число, стоящее на первом месте, называют первым членом, на втором месте – вторым членом, …, на п месте – п-м членом. Обозначают : (а п ) : а 1 ; а 2 ; а 3 ; а 4 ; … ; а 100 ; … а п ; …

Чтобы задать последовательность, нужно указать способ, позволяющий найти член последовательности с любым номером. Числовые последовательности Способы: Формула последовательности Описание п–го члена рекуррентная

Числовые последовательности

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Автор пособия: Чупина Надежда Степановна, учитель математики г.