Книжная полка, или что читают нынешние школьники? Авторы: Водолажская Кристина, Чеботарёва Екатерина, ученицы 9 А класса, МОУ СОШ 6 г. Амурска Руководитель: Декина Ирина Вадимовна, учитель русского языка и литературы высшей квалифицированной категории, МОУ СОШ 6
Нынешнее поколение читает, но не то, что предлагается школьной программой, родителями, учителями.
Выяснить, читают ли нынешние школьники и каков круг их чтения.
1. Разработать анкету; 2. Провести социологический опрос учащихся МОУ СОШ 6; 3. Познакомиться с уже имеющимися исследованиями и публикациями на эту тему; 4. Обработать полученные путём анкетирования сведения; 5. Сделать выводы.
Чтобы опровергнуть или подтвердить гипотезу, мы решили провести социологический опрос, социологическое исследование. Выбрав метод анкетирования, мы разработали вопросы, стараясь учесть все возрастные категории учащихся, сделать различие в том, что читают мальчики и что читают девочки. Ещё мы решили выяснить отношение учеников к школьной программе, в частности к творчеству А.С. Пушкина. Кроме того, нас интересовало, слушают ли ребята советы взрослых, когда выбирают книгу для чтения.
Учащиеся МОУ СОШ 6 г. Амурска.
Мы считаем, что выбранная тема исследования актуальна. Ведь по-настоящему культурного человека отличает умение, желание читать, что вырабатывает читательский вкус.
Проведя анкетирование, мы проанализировали ответы школьников. Всего нами было опрошено 146 респондентов. Из них 65 мальчиков и 81 девочка. Мы опросили учащихся начальной школы (54 человека), девятиклассников (67 человек), выпускников (25 человек).
Мы выделили в особый вопрос отношение к стихам. 95 учащихся из 146 любят если не читать, то слушать стихи, что составляет 65 %. Причём этот показатель находится в прямой зависимости от возраста. Чем старше ученик, тем больше внимания он уделяет поэзии.
Ответ на вопрос: «Какие жанры вы предпочитаете читать?» представлен в виде небольших рисунков.
В ответах на вопросы «Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»? было названо много имён авторов либо названий книг (авторов помнят не всегда). Но подавляющее большинство названного упомянуто лишь 1 – 2 раза. То есть читательские предпочтения пересекаются лишь в выборах из 146. Не трудно догадаться, в это число входят произведения из школьной программы, которые читают (обязаны читать) все дети определённого возраста.
Не могли мы обойти стороной вопрос о том, по- прежнему ли Пушкин А.С. – «наше всё». Хотелось убедиться. Свидетельствует ли это о том, что Пушкин – действительно любимый поэт и прозаик у наших детей, или просто ничего другого им в голову не приходило, сказать трудно. Остаётся только добавить, что Пушкин – лидер, он самый называемый, выбираемый и читаемый.
1. Старая литературная традиция есть, но она уже не главная в определении круга чтения школьников. В.П. Чудинова пишет: «Пока что мы живём в рамках затухающей старой литературной традиции» Учащиеся сегодня относятся к книге не как к учебнику жизни, а как к одному из средств информации. 3. Утверждается «новая модель» подросткового чтения. 4. Увеличивается разрыв между школьной программой и свободным чтением школьников. 1 Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения». На каждый из затронутых нами вопросов был дан интересный ответ. Каждый из ответов позволяет сделать выводы. Соотнеся эти выводы друг с другом, мы пришли к следующему:
Современные подростки читают, назвать их совершенно не читающим поколением нельзя.
Анкета 1. Кто Вы – мальчик или девочка? 2. Сколько Вам лет? 3. Вы прислушиваетесь к мнению своих родителей в выборе книги? 4. Как Вы относитесь к чтению – позитивно или негативно? 5. Любите ли Вы читать? 6. Сколько времени Вы тратите на чтение в день? 7. Посещаете ли Вы библиотеку? Если да, то с какой целью? 8. Как Вы относитесь к классике? 9. Читаете ли Вы стихи? 10. Как Вы относитесь к произведениям Пушкина? 11. Какие жанры Вы читаете? 12. Какую литературу Вы предпочитаете читать – зарубежную или русскую? 13. Какую книгу Вы поставили бы на «Золотую полку»? 14. Назовите своего любимого автора? 15. Какую книгу Вы сейчас читаете?
Диаграмма (отношение к чтению)