Материал к уроку русского языка в 5 классе по теме «Орфография. Орфограмма» «Правописание безударных гласных в корне слова»
1. Буква – предлог падежа-тезки всех предлогов. 2. Со второй начинается название изучаемой нами дисциплины. 3. Ищи в фамилии немецкого сказочника, написавшего сказку «Маленький Мук», в его фамилии, состоящей из 4 букв, эта буква – последняя. 4. На 4 месте повторяется первая буква. 5. С 5 начинается название части речи, обозначающей действие. 6. Буква тоже повторяется, она встречалась нам на втором месте. 7. Здесь стоит 1 буква алфавита. 8, 9. одинаковые, они повторяют 1 букву названия части речи, к которой относятся слова «я», «ты», «вы». 10. Буква повторяет седьмую.
Итак, это ОРФОГРАММА Место, где возможна ошибка (ошибко опасное место) Такое написание слова, которое соответствует определенному правилу. Орфограммы Гласные буквы Согласные буквы
Слово состоит из семи букв: 1. Стоит на 2 месте в названии первого падежа. 2. Со 2 начинается название раздела науки о языке, изучающего ошибко опасные места. 3. С 3 – название того падежа, в котором слово отвечает на вопрос кого? чего? 4. Она четвертая и в слове, обозначающем раздел науки о языке, который изучает части речи. 5. Совпадает с 4 и 7 буквами в названии части речи, к которой относятся слова быстро, легко, ярко, внизу. 6. Та же буква, что и в начале нашего слова. 7. Завершает слово буква, которую ты можешь найти на 3 месте в названии части речи, обозначающей действие.
Это слово МОРФЕМА – общее название всех значимых частей слова: корня, суффикса, приставки, окончания. Я захотел устроить бал, И я гостей к себе ……….. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый …….. Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости …….. Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек …………. Потом подвинул стул сел И весь пирог в минуту …… Когда же гости подошли, То даже крошек …………. Допиши слова в стихотворение Д.Хармса. Выдели приставки в словах.
Выпишите слова, в которых есть орфограммы, подчеркните их, определите, в какой морфеме они находятся. Стрела, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд.
Объяснительный диктант Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходела по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена.
Поставьте ударение Выделите корень Подчеркните безударную гласную Подберите проверочное слово Дневное осв..щение Посв..тить матери Уг..дал решение Уг..дел в болото Перек..лить металл Перек..лоть дрова Бл..госл..влиять на подвиг Просл..влиять подвиг Зав..знать бант Др..жать от холода ур..нить достоинство
Пол..скать белье Разв..рваться на ветру Уд..витальное событие Прим..бпиться с неприятелем Раст..гнуться вдоль дороги Насл..ждаться музыкой Испытать петр..синие Присоед..сняться к договору Вы..снять обстоятельства Увл..котельное приключение По..ммнение к задаче Внезапно зам..лчать Придумать опр..в дании Неожиданное объ..явления Посп..вать за вожаком Препод..вать в школе Оч..очаровательная улыбка Пл..дородная д..лина Перес..дить кустарник В д..легкий путь М..ролюбивая политика Засасывающая тр..сина Оч..рование юности Запеч..тлеть события Неув..даемая слава Вопл..тить в жизнь Зав..пить чай Ув..увековечить память Прочное соед..мнение Нар..дить елку Прис..гать на верность Сл..мить сопротиявления Ор..сительная система Потр..сеющая история
Св..знать свитер Сильное з..млетр..синие Приг..деться для занятий Искреннее сож..летние Насл..ждаться жизнью Медленно созр..вать В..сит вниз головой Разг..дать замысел Зач..стил в гости Неизгл..димон впеч..тлетние Внезапное по..явления