Исследовательский метод обучения – образовательный ресурс, создающий основу для развития творческой личности. Селезнева Светлана Николаевна педагог – психолог МОУ СОШ 289 Мурманская область
От результатов обучения зависит дальнейшая жизнь человека? Можно ли с уверенностью сказать, что хорошо успевающие ученики так же хорошо в дальнейшем будут адаптированы в социальной и профессиональной жизни?
Теоретическая основа исследовательского метода: - концепции одаренности (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Л. Термен, Д.Б. Богоявленская, Л. Лейтес, А.М. Матюшкин и др.); - теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.); - концепция деятельного подхода к проблеме усвоения знаний (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); - концепция личностно-ориентированного обучения (В.И. Данильчук, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); - теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.В.Занков и др.).
«Исследование» - это «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.»
Структура исследовательской работы (А.И. Савенков ): -актуализация проблемы; определение сферы исследования; -выбор темы исследования; -выработка гипотезы; -выбор методов исследования; -определение последовательности проведения исследования; -сбор и обработка информации; -анализ и обобщение полученных материалов; -подготовка отчета; -защита полученных результатов; -обсуждение итогов работы.
Схема моделирования эмоций: Удивление Интерес Радость
Условия формирования исследовательских умений: 1. Целенаправленность и систематичность. 2. Мотивированность 3. Творческая среда 4. Психологический комфорт 5. Личность педагога 6. Учет возрастных особенностей 7. Оценка деятельности учащихся
Виды исследований: 1. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. 2. По месту проведения: урочные, внеурочные. 3. По времени: кратковременные или долговременные. 4. По теме: предметные, свободные.