Методическое сопровождение обновления содержания образования по русскому языку и литературе рекомендации для системы ММС
Актуальные направления направления Русский язык Усиление речевого аспекта в преподавании Усиление внимания к функциональной стороне языка Усиление общеобразовательной роли языка в усвоении других предметов Усиление культуроведческой составляющей Компетентностный подход
Литература Воспитание читателя, приобщение к художественной литературе,книге. Духовно-нравственное воспитание и развитие Изучение литературы как искусства слова Овладение искусством речи, понимания текстов Освоение культуры человечества, формирование базовой культуры личности
цели Воспитание гражданственности, национального самосознания, патриотизма уважения к родному языку и истории народа культуры речи, культуры межнационального общения
Развитие личности речевое речемыслительное духовно-нравственное
Обучение компетентностный подход формирование ОУУН, способов деятельности углубление речевой направленности в изучении грамматических тем совершенствование всех видов речевой деятельности соблюдение баланса в развитии устной и письменной речи учащихся усиление теории и практики коммуникации
Содержание речевое общение (сферы и ситуации, компоненты речевой ситуации, стили речи и жанры речи ) способы работы с информацией(книга СМИ, интернет) виды чтения (изучающего, просмотрового, ознакомительного.) работа с текстами исторические аспекты языка лингвистический и филологический анализ современное состояние и изменение языка
Подходы к преподаванию Коммуникативно-деятельностный Личностно-ориентированный Компетентностный Культурологический Коммуникативно-когнитивный Диахронический! Текстоцентрированный!
Превалируют сегодня А) В КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием
Б) в УСЛОВИЯХ ВЫБОРА у учащихся нет необходимого количества источников информации ( альтернативных учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для самостоятельного поиска информации изучаемый материал не дифференцируется на основной и второстепенный, по уровню сложности Выбора видов деятельности, способов деятельности
В) стратегии учебного процесса Непродуктивные (нетворческие) подходы превалируют ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2 информация должна являться лишь началом для обсуждения, базой проблемного изложения.
Требования к результатам « знать-понимать», второй - « уметь», третий «использовать знания и опыт в практической деятельности и повседневной жизни». Требования к уровню подготовки выпускников отражают уровень функциональной грамотности, обеспечивающей социальную и культурную адаптацию человека в обществе и способность к продолжению образования.