Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 16 Герасименко Нина Ивановна г. Комсомольск –на - Амуре Самоуправление в начальной школе 2013 г
Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников. Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе. ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника. ЗАДАЧИ: * Содействие развитию ребенка. * Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности. * Организация эффективного функционирования учебной группы. * Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. * Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах: Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах на Дне класса. Программа самоуправления строится в 4 этапа: 1 этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив. 2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Формирование умения взаимодействовать. 3 этап - развитие самоуправленческих начал приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим. 4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего коллектива. Жить под девизом : « Стремись делать людям добро!»
Благополучная психологическая атмосфера. Это возможно тогда, когда будут выполнены следующие условия: * каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности; * у каждого члена коллектива должно быть сформировано положительное отношение к самому себе; * каждый член коллектива должен научиться заводить дружбу и * поддерживать дружеские отношения; * каждый член коллектива должен научиться разрешать конфликтные ситуации без вмешательства взрослых; * все члены коллектива должны быть способны ставить определённые цели, быть компетентными при решении поставленных задач.
Самоуправление в коллективе направлено на решение следующих задач: создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности; стимуляция социального творчества, инициативы, формирование активной жизненной позиции; воспитание у школьников активной гражданской позиции; формирование у детей демократической культуры совершенствование не только своей личности, но и членов коллектива.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется в несколько этапов: Диагностирование школьного, классного пространства. Проектирование школьного, классного самоуправления. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса. Функционирование в оптимальном режиме. Обновление и перестройка. Ожидаемый результат. Обретение чувства уверенности в себе. Осознание ответственности за свои поступки. Умение поддерживать друг друга.