«Использование метапредметных технологии для повышения мотивации на уроках физики» Учитель физики МБОУ СОШ 4 Никонова Евгения Владимировна
«Необходимо в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения» Ю.В. Громыко
Цель исследования: - изучить возможность использования метапредметных технологий и экспериментально доказать его эффективность для повышения мотивации на уроках физики
Задачи: изучить психолого-педагогическую и научно – методическую литературу по теме исследования; выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность метапредметных технологий при обучении физике; распространить накопленный теоретический и практический материал по данной теме.
Мета- (с греч. μετά- между, после, через), часть сложных слов, обозначающая: абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния,превращение (например, метагалактика, метацентр). В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее»,«за», а также «через», «между».
Аристотель Ю.В. Громыко А.В. Хуторский
Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки. Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и межпредметные понятия. Результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: предметные, личностные и метапредметные результаты
Предмет Метапредмет Базовые сведения по одной науке Сведения из разных наук Узконаправленность Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на мета уровне Знания разрознены Формирование целостной картины мира Недостаточно философское осмысление мира обучающимися Философское осмысление мира обучающимися Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем Предметность Предметность + надпредметность Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов
– Метапредметы – Метапредметные программы – Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.) – Метапредметный урок – Предметный урок + метапредметная тема – Метапредметные задания – Межпредметные проблемные ситуации – Межпредметные, надпредметные проекты Средства достижения метапредметных результатов образования
Определить свою среднюю скорость; Определение координат люстры; Определить плотность мыла; Вычислить толщину ниток. Вычислить количество теплоты, которое выделяется при сгорании одной круглой спички. Вычислить вес воздуха в комнате. Имея только линейку и лист бумаги, определить быстроту реакции Домашние эксперименты:
Механические явления "В гнилой доске гвоздь не держится" – турецкая. Колебания. Волны. Звук "Как качели ни качай, придёт время - остановятся" – тамильская. Тепловые явления "Гвоздём моря не нагреешь" – русская. Молекулярная физика "Подо льдом тёплой воды не бывает" – осетинская. Электричество. Магнетизм. Оптика "Молния не сверкнёт - грома не будет" – турецкая. "Как магнит с иглой" – тамильская. Пословицы и поговорки
Задания: 1. Попытайтесь отгадать загадки; 2. Определите, о каком физическом явлении говорится в загадке; 3. Назовите, какие свойства загадываемого явления или объекта отражены в загадке, а какие – нет. Например: Кто, не учившись, говорит на всех языках? Загадки
Спасибо за внимание!