Урок музыки в 7 классе по теме: «Когда музыка не нуждается в словах» не нуждается в словах»
Создать условия для осознания и осмысления того, что понять содержание музыкального произведения можно и без помощи программы (слов). Цель урока:
1. Дидактические: Формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности; Формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности; Формирование умения сравнивать музыкальное произведение с другими видами искусства, находить их соответствие друг с другом; Формирование умения сравнивать музыкальное произведение с другими видами искусства, находить их соответствие друг с другом; Формирование слушательной культура. Формирование слушательной культура. 2. Развивающие: Развитие мыслительных способностей детей Развитие мыслительных способностей детей Развитие интереса к музыке через творческое самовыражение Развитие интереса к музыке через творческое самовыражение Развитие музыкального слуха, вокальных способностей. Развитие музыкального слуха, вокальных способностей. 3. Воспитательные: Воспитание в детях целеустремленности, жизнелюбия, стремления к творчеству, прекрасному; Воспитание в детях целеустремленности, жизнелюбия, стремления к творчеству, прекрасному; Воспитание эмоциональной отзывчивости. Воспитание эмоциональной отзывчивости.Задачи:
Организационный момент: Музыкальное приветствие Тема урока Цели и задачи
Актуализация знаний: Разноуровневый тест по теме: «Программная музыка»
Усвоение новых знаний: Какие музыкальные произведения не имеют программы? Симфонии; Концерты; Камерные ансамбли; Пьесы; Сонаты; Прелюдии; Этюды.
Постановка проблемы: Можно ли без помощи программы понять музыкальное произведение?
Александр Николаевич Скрябин ( ) Знакомство с творчеством композитора
Разбор жанрового понятия «Этюд»: Этюд – упражнение Концертный этюд Прослушивание «Этюда 12» А.Скрябина Пластическое интонирование
Музыкально теоретический анализ: Словарь эмоциональных терминов В.Г.Ражникова Таблица «Говорим о музыке» Таблица темпов
Музыкально – теоретический анализ: Какой образ возникает в вашем сознании? Что вы можете сказать о мелодии произведения? Из каких интонаций складывается мелодия? Что напоминает взволнованный аккомпанемент? Какова динамика и лад?
Как развивается образ? Каков ритм? К чему привело развитие? Что А.Скрябин хотел сказать своей музыкой? Вывод Музыка не всегда нуждается в словах.
«Самое главное, что должна давать учащимся школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нём, в данном случае не только слушать и слышать (!) музыку, но и размышлять о ней» Д.Б. Кабалевский
М. Горький «Песнь о Буревестнике» Закрепление изученного материала:
Ю. Шевчук «Осень» Упражнения на дыхание Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова
А. Рылов «В голубом просторе»
Повторное прослушивание «Этюда 12» А.Скрябина Художественное моделирование (рисование цветовой гаммы)
Итог урока: С каким произведением А.Скрябина мы познакомились? Этот этюд относится к программной или не программной музыке? А как вы думаете, этюд А.Скрябина – это этюд – упражнение или концертный этюд? Почему? Что нам помогло разобраться в музыкальном содержании произведения? Домашнее задание
«Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового, неизведанного. Я хочу творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь – деятельность, стремление, борьба». «Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового, неизведанного. Я хочу творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь – деятельность, стремление, борьба». «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». А. Скрябин
Критерии оценивания учащихся: Критерии оценивания учащихся: Положительные изменения в эмоциональной сфере ; Положительные изменения в эмоциональной сфере ; Положительный мотив к деятельности на уроке; Положительный мотив к деятельности на уроке; Переживание учащимися субъективного открытия; Переживание учащимися субъективного открытия; Овладение обобщающим способом подхода к проблемной ситуации; Овладение обобщающим способом подхода к проблемной ситуации; Комфортность учащихся на уроке. Комфортность учащихся на уроке.
Завершение урока Ю. Визбор «Милая моя»