о «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» А.С.Макаренко Использование технологии деловой игры в основной и старшей школе
Цель: Цель: разработка сценариев деловых игр и внедрения их в учебно-воспитательный процесс. раскрыть понятие «деловая игра» выявить преимущества деловых игр по сравнению с традиционными формами обучения представить технологию разработки деловых игр дать оценку результатов проведения деловых игр Задачи:
ДЕЛОВАЯ ИГРА- метод имитации принятия решений в различных производственных и хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать»
Преимущества деловых игр Преимущества деловых игр Снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; Снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; Позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления; Позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления; Способствует большей вовлеченности обучаемых; Способствует большей вовлеченности обучаемых; Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся
Преимущества деловых игр Преимущества деловых игр Дают живое изображение основных черт рабочей реальности. Дают живое изображение основных черт рабочей реальности. Воспроизводят реальные деловые ситуации. Воспроизводят реальные деловые ситуации. Позволяют отрабатывать функциональные взаимодействия. Позволяют отрабатывать функциональные взаимодействия. Деловая игра насыщена обратной связью Деловая игра насыщена обратной связью Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка
Ключевые компетенции Готовность к разрешению проблем Готовность к разрешению проблем Готовность к самообразованию Готовность к самообразованию Готовность получать коммуникативную информацию Готовность получать коммуникативную информацию
Пробуждениеинтереса Пробуждениеинтереса Развитиемотивации Развитиемотивации Активизациядеятельности Активизациядеятельности Интеграциязнаний Интеграциязнаний
Средства активизации Свободадействия Свободадействия Творчество Творчество Эмоции Эмоции Оценка Оценка Результат Результат Правила Правила
Этапы технологии игрового обучения Этап подготовки Этап подготовки Разработка игры Разработка сценария Разработка сценария План деловой игры План деловой игры Обще описание игры Обще описание игры Содержание инструктажа Содержание инструктажа Подготовка материального обеспечения Подготовка материального обеспечения
Постановка проблемы, целей Постановка проблемы, целей Условия, инструктаж Условия, инструктаж Правила, регламент Правила, регламент Распределение ролей Распределение ролей Формирование групп Формирование групп Консультации Консультации Этапы технологии игрового обучения Этап подготовки Этап подготовки Ввод в игру
Этапы технологии игрового обучения Работа с источником Работа с источником Тренинг Тренинг Мозговой штурм Мозговой штурм Работа с игрой техником Работа с игрой техником Этап проведения Этап проведения Групповая работа
Этапы технологии игрового обучения Выступление групп Выступление групп Защита результатов Защита результатов Правила дискуссии Правила дискуссии Работа экспертов Работа экспертов Этап проведения Межгрупповая дискуссия
Этапы технологии игрового обучения Анализ, рефлексия Анализ, рефлексия Оценка и самооценка работы Оценка и самооценка работы Выводы и обобщения Выводы и обобщения Рекомендации Рекомендации Этап анализа и обобщения Выход из игры
Деловые игры: имитационные, операционные, ролевые.
Имитационные игры На занятиях имитируется деятельность какой-либо фирмы, предприятия. Им могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы). Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка и условия в которых проходит событие или осуществляется деятельность Например: «Я- избиратель», «Бизнес план».
Операционные игры Данные имеют сценарий, алгоритм решения и позволяют обучаемым видеть результат этого решения позволяют исследовать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Например: «Регистрации индивидуального предприятия», «Подача искового заявления», «Выборы»
Ролевые игры В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием» Например: «Заседание исторического общества», «Конференция», «Семинар», «Театр»
Главным итогом игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех. Главным итогом игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.
Благодарю за внимание!