Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина- Сибиряка «Приёмыш» Работа над раскрытием образов героев
ЦЕЛЬ: Продолжить работу по разделу «Природа и мы»», учить приёмам работы с текстом, осознанному восприятию содержания, анализировать характер и поступки героев. ЗАДАЧИ: 1. Обучающие: формировать навыки поискового чтения и чтения вслух. 2. Коррекционно-развивающие: развивать критическое мышление, связную устную речь, творческое воображение, образное мышление, зрительную память. 3. Воспитывающие: учить соблюдать принцип толерантности при работе в группе; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.
Организационный момент Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу… – Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения
Организационный момент 1)Шапка для размышлений «Надеть шапку» 2) «Качание головой» 3) «Ленивые восьмерки»
Речевая разминка У перепела и перепёлочки пять перепелят. Перепел перепёлочку и перепелят, В перелеске прятал от ребят.
Эпиграф к уроку «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину». М. М. Пришвин
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите фамилию Мамин - Сибиряк?
Кто главные герои рассказа? Тарас Соболько Приёмыш старик-хозяин пёстрая лебедь- собачонка сирота Жили втроём на Светлом озере.
I часть От чьего имени ведётся рассказ? Где происходят события? Кто встретил автора? Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище рыбака? Почему хозяина избушки не оказалось дома? Как охотник впервые увидел лебедя? Прочитайте. Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица. А вам приходилось когда-нибудь видеть лебедей?
II часть Расскажите, как лебедь оказался у Тараса? Почему Тарас решил приютить лебедя? Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (… летать-то не умеет) Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас? А как бы вы поступили на его месте? Приходилось ли вам в жизни оказывать помощь какому-либо животному?
Лексическая работа 1. Пропадет один-то, потому что молодой ещё, не приспособлен к жизни. Дети: Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нем ещё настоящего нет. 2. Без родителей остался. Дети: Сиротой остался. 3. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой. Дети: Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой
Заполните пропуски в предложении. …. птица, и свой …. знает. Умная птица, и свой порядок знает.
III часть Тарас Приёмыш бобыль (потерял семью) сирота (потерял семью) «Князь князем живу» вольная птица
«ужасно доволен» Старик очень любил своего Приёмыша. Очень радовался своему Приёмышу. Восхищался своим Приёмышем.
Что общего в жизни собаки и лебедя?
IV часть Хороша была птица! Ученая птица. Божья птица. Особенная птица.
Каким человеком был Тарас? Тарас добрый умный искренний милосердный умеющий любить светлая душа умеющий ценить отзывчивый чуткий
Закрепление пройденного Работа в группах. Как вы думаете, что было бы правильнее: поступить с лебедем так, как поступил Тарас? подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной? силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
Работа с пословицами Кто не испытал дружбы, тот не жил. Чёрствое сердце не знает благодарности. Легко подружиться, тяжело разлучиться. Каких только чудес на свете не бывает.
«Просьба» Н. А. Заболоцкий Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря. Ведь небо без птиц – не небо, А море без рыб – не море, А земля без зверей – не земля. Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно И должно быть сердце, сердце человечье.
Рефлексия С каким чувством уходите с урока? Чему научил вас этот рассказ? Что понравилось, запомнилось? Что взволновало? Что не понравилось? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Только с помощью действия!
Речевая разминка Ж Жжжж Жжжжжжж Жжжжжжжжжжжж Бац! Ж..ж.. Жжжжж Бац! Жжж Жжжжжж Бац! Бум! Дзинь! Жж Жжжжжжжжжж Топ! Жжжжжж Жжжж Топ-топ! Жжжжжжж Жжжжжжжжжж Топ-топ-топ! Шлёп! Шмяк. И стало тихо.
Цветная сказка Сказка «Репка». «Пришёл дед в огород и стал копать землю (какую?) черную. Решил сажать репу (какую?) желтую. Стала репа расти. Ботва у нее (какая?) зеленая. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо у него (какое?) красное. Сбросил дед фуфайку (какую?) серую на землю. Небо над ним (какое?) голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Лицо у бабы стало (какое?) белое. Солнце над ними (какое?) оранжевое. Сели дед с бабой на скамейку (какую?) коричневую и зовут внучку. Прибежала внучка в платочке (каком?) бордовом. Зовут Жучку, у нее язычок (какой?) розовый. Позвали Мурку (какую?) дымчатую. Стали тянуть репку. Наступил вечер (какой?) фиолетовый. Достали горшок (какой?) коричневый и сели есть кашу (какую?) желтую.
Благодарю за внимание! Учитель начальных классов МОУ СОШ 19 Голубева А. И.