Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. Подготовила Зарубина Л.Ф., учитель русского языка и литературы
Сколько цветов на лугу, И каждый красив по-своему… В этом подвиг цветка! Басё
«Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников». психолог Н.А. Менчинская.
«Деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение». К.Д. Ушинский
Критерии деления учащихся на группы: Объём имеющихся знаний; Культура умственного труда; Уровень познавательной активности; Способность к абстрактному мышлению; Умение анализировать и обобщать; Утомляемость от интеллектуальной деятельности; Уровень самостоятельности; Уровень работоспособности (желание и умение учиться).
Формы заданий: o Составление текстов диктантов; o Составление карточек-заданий к изученному материалу; o Составление обобщающих таблиц для работы на уроке; o Составление лингвистических сказок (миниатюр); o Работа с дополнительной литературой; o Проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки; o Выполнение обязанностей консультанта при групповой работе; o Работа «учителем» (проведение фрагментов урока).
« В основе отставания детей с пониженной обучаемостью лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития». психолог З.И. Калмыкова
Условия дифференцированного обучения. учитель хорошо знает школьника, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны; ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания; в классе есть коллектив; свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.
С ХЕМА УРОКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Совместная постановка задачи; Дифференцированное повторение необходимого материала; Совместное изучение нового материала; Дифференцированное закрепление; Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников; Общая проверка усвоения материала; Дифференцированное домашнее задание.
Этап введения нового материала сильные учащиеся учащиеся 2-ой группы учащиеся 2-ой группы слабые учащиеся Самостоятельное чтение литературы анализ текста Самостоятельное чтение литературы Заполнение таблицы по изучаемой теме Освоение теоретического материала под руководством учителя, который использует наглядно- опорные материалы
Этап закрепления слабые учащиеся учащиеся 2-ой группы учащиеся 2-ой группы сильные учащиеся Уровень сложности заданий повышается самостоятельное закрепление элементы самостоятельного закрепления Общие указания учителя о требованиях к выполнению заданий, путях и способах выполнения Более детальные комментарии учителя Постоянная помощь учителя
Дифференцированное домашнее задание сильные учащиеся учащиеся 2-ого уровня слабые учащиеся Расширение и углубление знаний, умений, навыков, упражнения творческого характера Задания на углублённое изучение нового материала Задания на закрепление основ изученного, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках
Этапы урока Работа групп IIIIII 1. Организационный момент 2. Пунктуационный диктант Задают вопросы по теме «Причастие», комментируют ответ ученика 3. Постановка цели урока, деление на группы 4. Работа в группах по изучению нового материала Самостоятельная работа по карточке Работа с учителем 5. Подведение итогов работы Анализ языкового материала, составление алгоритма Анализ языкового материала с последующим оформлением выводов в таблице (карточки с материалом у учащихся) Самостоятельная работа с примерами 6. Закрепление нового материала Выявление затруднений, работа с учебником 7. Подведение итогов урока. Домашнее задание Сказка-миниатюра о правописании не с причастиями (по желанию) Упражнение из учебника План-схема урока «Правописание не с причастиями»