Портрет Л. Н. Толстого [1887]
Роман – эпопея « Война и мир » проникнута общенациональным чувством. Читая « Войну и мир », невозможно не испытать гордости и волнения, горечи и сострадания, любви и восхищения Россией, русским человеком. В романе свыше 550 действующих лиц. Заглавие романа передает его смысл и делит всех героев на два лагеря. « Мир » - это мирная жизнь без войны, это и та общность единства, к которому должны стремиться все люди. « Война » - это не только военные действия, но и разъединения людей, их вражда между собой.
Роман начинается с описания светского салона Анны Павловны Шерер. Мы слышим разговоры, споры героев романа о военных и политических событиях изображаемой эпохи, при этом у нас складывается впечатление о характерах героев « Войны и мира ».
События войны 1812 года отражаются на судьбе всех героев романа. Изображая в романе войну, автор затрагивает вечные проблемы бессмысленности кровопролития, патриотизма, геройства и трусости на войне, славы и верности долгу, роли личности в исходе сражения и войны в целом. Роли народа.
Главная героиня – Наташа Ростова очень близка автору по характеру. В ней мы можем увидеть многие качества, черты характера, присущие Л.Н.Толстому. Как бы жизнь ни испытывала характер героини, всё равно все свои главные достоинства, которые так ценит в ней Толстой, Наташа не утратила, а, пройдя через все жизненные испытания, обогатила свой духовный мир, стала более сильной и мужественной.
Главные герои романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов – отличаются среди героев русской литературы своей нравственной глубиной и интеллектуальным богатством.
События войны 1812 года отражаются на судьбе всех героев романа. Изображая в романе войну, автор затрагивает вечные проблемы бессмысленности кровопролития, патриотизма, геройства и трусости на войне, славы и верности долгу, роли личности в исходе сражения и войны в целом. Роли народа.
Князь Андрей Болконский в начале романа предстаёт перед нами человеком, мечтающим о славе. Кумиром его является Наполеон. Славу он надеется обрести, уезжая на войну. Честолюбивые мечты Андрея будут разбиваться о реальность войны, её страшную, далёкую от идеалов сущность. Только раненый во время Аустерлицкого сражения, он поймёт всю мелочность своих амбиций по сравнению с вечными небесами. Он возвратится к родным другим человеком, будет вести другую жизнь, посвященную заботам о маленьком сыне, оставшемся без матери. Но вскоре эта жизнь покажется князю Андрею лишенной смысла. И лишь после общения Пьером он оживает, молодеет душой.
Замкнутый, самодостаточный Андрей Болконский пытается развернуть свою жизнь к другим людям. Андрею тяжело проникнуться чувствами и мыслями других людей. Поэтому их любовь с Наташей Ростовой обречена. Андрей Болконский умирает, смертельно раненый в Бородинском сражении, с мыслью о том, что он чего – то не понял в жизни. Это непонимание необходимость единения с другими людьми.
Другим характером наделён Пьер Безухов. Он близок с солдатами, в плену общается с Платоном Каратаевым. Всё это приближает Пьера к народному миропониманию. Брак Пьера и Наташи Ростовой в конце романа закономерен. Они любят и понимают друг друга « После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражёнными в своей жене ». Общение с Платоном Каратаевым наложило глубокий отпечаток на Пьера, ведь он вспоминает, думает, что тот непременно одобрил бы их семейный уклад.
Образ Наполеона в романе – одно из гениальных открытий Толстого. В его Наполеоне нет ничего демонического: император снят с пьедестала и показан в свой нормальный человеческий рост. Толстой абсолютно убеждает, что « нет величия там, где нет простоты, добра и правды ».
Бородинское сражение стало победой русских именно потому, что на армию Наполеона впервые « была наложена рука сильнейшего духом противника ». Сила Кутузова как полководца основана на чувстве внутренней связи с народом, с солдатской массой, на умении чувствовать дух войска и поступать в согласии с ним. С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого. В его Кутузове раскрываются и разум, и воля опытного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает такие факторы, как терпение и время.
Роман заканчивается сном Николеньки, сына князя Андрея, желающего быть достойным памяти отца – наводит на мысль о новых потрясениях, которые ждут русское общество
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 95 города Краснодара Подготовила учитель русского языка и литературы Бардиж Светлана Анатольевна