Постовалова Г.М., г.Ноябрьск ЯНАО
Иван Сергеевич Тургенев
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право». (И.С.Тургенев) КРЕПОСТНОЕ ПРАВО форма зависимости крестьян, заключавшаяся в прикреплении их к земле и подчинении административной и судебной власти феодала.
«Записки охотника» Цикл рассказов «Записки охотника» ( ) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы..
«Записки охотника» Новизна сборника: Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение. Жизнь крестьян дается на фоне природы. Пейзаж живет с героями. Рядом с крестьянами мелкими выглядят их господа.
Пейзажный фон - гроза, разразившаяся в лесу. Встреча автора с лесником Последний разговор мужика с лесником Неожиданное освобождение Бирюком крестьянина. Композиция – это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображения, направленная на раскрытие содержания, идеи произведения. экспозиция завязка кульминация развязка
Повествование - весь текст эпического произведения, за исключением прямой речи (рассказ о событиях, а также описание, рассуждение). Докажите, что данный текст - повествование. Здесь рассказывается о событии: поимке лесником бедняка-крестьянина, срубившего в барском лесу дерево. Встреча рассказчика с лесником. Конфликт (от лат. conflictus столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Конфликтную ситуацию произведения представляет столкновение лесника с мужичком-порубщиком. Каков конфликт рассказа?
Пейзаж (от франц. страна, местность) – картина природы в художественном произведении, помогающая представить место и время событий, проникнуть в переживания литературного героя. тревожное состояние в природе (гроза, дождь, буря) "тревожное" содержание рассказа Пейзаж у И.С. Тургенева "живет" одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. И.Шишкин. Перед грозой "Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за лесу; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели".
1. Какова роль образа-символа грозы? 2. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? 3. Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы? Ф. А. Васильев И.И.Шишкин 1. Выразительное чтение фрагмента («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»). 2. Выделить слова, которые передают состояние природы, краски, запахи, звуки.
Почему рассказ называется «Бирюк»?» Кто такой бирюк? БИРЮ'К (разг). Волк-одиночка (обл). || перен. Угрюмый, нелюдимый человек (словарь Ушакова)
Кто главный герой произведения? Каким вы представляете его себе? Что лучше помогает нам понять характер героя? Какие средства создания характеристики героя вам известны? Портрет, речь, поступки, авторская характеристика, описание жилища
Портре́т (фр. ) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей. 1. Что слышал охотник о Бирюке до встречи с ним? Прочитайте. 2. За что получил лесник Фома свое прозвище? 3. Найти портрет Бирюка и рассказать, что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету. 4. Какие слова и детали передают характер героя? 5. Как портрет помогает понять характер героя? - Найти в рассказе портрет мужика-вора. - Как он помогает читателю понять поступок крестьянина?
«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная кудрявая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною».
Лесник был "высок, плечист и сложен на славу... Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза". "Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет". Портрет героя отражает движение души, внутреннее состояние человека.
Девочка вызывает жалость, сочувствие. О дочери лесника сказано немного: «тоненький голосок», «топот босых ног», в «рубашонке, подпоясанной покромкой» (полоской ткани), «понурив свое печальное личико». Черты лица, фигура Улиты не описаны. Говорится только о ее манере держаться: «присела на крошечную скамейку», «робко наводила на плечо спускавшуюся рубашонку», «ее голые ноги висели, не шевелясь». Но читателя хорошо представляет себе это бледное, робкое существо, придавленное бедностью, тяжелой работой, одиночеством.
Пойманный Бирюком мужик «сидел на лавке неподвижно». Рассказчик разглядел «его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены». Вот мужик, наконец, решается заговорить и просит Бирюка отпустить его, но безуспешно. Волнение персонажа передано в портрете: «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно». Отчаявшись, «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска» – он готов излить на Бирюка свой гнев и ненависть.
1. Найти описание избы Бирюка и подготовить его пересказ. 2. Какие слова в описании являются ключевыми? 3. С каким чувством охотник- рассказчик описывает избу? 4. Как это описание помогает понять характер героя? Мог бы Фома жить богаче? Интерьер (от франц. – внутренний) – в художественном произведении описание внутреннего пространства и убранства помещения, характеризующее время, место происходящих событий, социальное положение, характер и вкусы литературного героя.
"Из одного окошка тускло светил огонек". Изба "состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста".
«Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло; не весело войти ночью в мужицкую избу.» Как вы понимаете эти слова?
Вопросы: 1. Какой эпизод и почему можно считать главным в рассказе? 2. Прочитайте по ролям эпизод разговора лесника и пойманного мужика. Как меняются по ходу разговора чувства героев? 3. Почему Фома отпускает мужика? 4. Что вы можете сказать о рассказчике в этом произведении? 5. Сделаем вывод о главном герое рассказа. Действительно ли он такой уж плохой и злой, каким представляют его себе крестьяне?
Ресурсы: htm jpg 8c3b288b9b18/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BIL_05%5D.htm d28e181e9f43/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BTE_07%5D.htm ccc5f7f6/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BTE_08%5D.htm В.Я.Коровина. Пособие к учебнику-хрестоматии 7 класса. М.: Издат- школа, В.Я.Коровина. Читаем, думаем, спорим. М.: Просвещение, 1996.