Центр инновационных образовательных технологий Новые цели и ценности в образовании
Представление о цели школы разных учителей одной и той же школы
Цели, которые указывали многие педагоги, не были реалистичными, их трудно или невозможно было проверить, они не были определены ни во времени, ни в пространстве (100%). Не указали цели школы (60%). В рамках одного образовательного учреждения педагоги указывали разные цели школы (96%). В большинстве случаев цели педагогов не соответствовали целям школы (90%). Многие педагогические цели были далеки от ученика, обладающего определённым набором качеств (95%). Цели педагогической деятельности с темой самообразования не были связаны (80%). Педагоги не могли определить, как влияет на учащихся их деятельность по самообразованию (70%).
Ценность значимость явлений действительности, их соответствие основным потребностям общества и индивида, отдельных социальных групп. (Психология. Словарь.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006) Ценности это: - система устремлений личности; - высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми; - внутренний источник поведения человека, основание его выборов. (Битянова М.Р., канд. психол. наук)
Цель осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направленно действие человека. (Психология. Словарь.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006) Стратегическая цель государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. (Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования»)
«Под доступностью качественного образования предполагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нём дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. (Методические рекомендации по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование»)
«Развитие личности смысл и цель современного образования; стране нужны выпускники, которые могут самостоятельно принимать решения,...прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью,...способны к сотрудничеству,...обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально экономическое процветание...» (Из выступлений президента о новых целях образования) Развитие это «... необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры». (Философский энциклопедический словарь.- М., 1983)
Инновация (нововведение) это целенаправленное изменение в системе за счёт введения в неё и использование в ней какого то новшества. Инновационный процесс это процесс развития образовательных систем за счёт создания, распространения и освоения новшеств. Новшество это средство, введения которого в образовательную систему, при соответствующем использовании, способно улучшить результаты её работы.
что вчера? (знающий физику, географию, русский; умеющий решать задачи, выполнять упражнения, применять на практике) что сегодня и завтра? (знающий способы познания мира и т.д. способы различных видов деятельности; умеющий использовать и совершенствовать известные способы для решения практических задач своей жизнедеятельности) Ученик знающий, умеющий …
Что я хочу… ? Образ выпускника скромность; старательность, прилежание; активность; коллективизм; склонность к лидерству; конформизм; развитое чувство товарищества; способность к творчеству; критический склад ума; любознательность, пытливость; нацеленность на успех; порядочность; исполнительность; развитое чувство справедливости; честность; 1. доброта; 2. независимость; 3. интеллектуальная развитость; 4. прагматизм; 5. послушание; 6. предприимчивость; 7. открытость; 8. наличие собственных суждений; 9. уравновешенность; 10. организованность; 11. терпимость; 12. самостоятельность; 13. способность к сопереживанию 14. чувство юмора; 15. эмоциональность; 16. искренность; 17. способность к адаптации; 18. воспитанность.
Что я делаю… ? Учитель решает: Чего он хочет добиться от детей? Что они должны усвоить из преподаваемой им предметной области? Что они должны проделать, испытать, через что «пройти», чтобы у них это сформировалось? Как будет организована их деятельность? Что должно быть предметом оценки? Кем я вижу себя, какую роль на себя беру в процессе оценки? Как добиться, чтобы самооценка ученика совпадала с его оценкой? Как превратить ситуацию оценивания в ситуацию сотрудничества?
Что значит решает… ? Проектирует – совершает комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения.