ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей» выполнила учитель биологии I категории Трухина И. А.
Цели урока - Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научить различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; - определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; - научить оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; - формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы
План урока 1. Актуализация знаний учащихся. 2. Изучение нового материала. 1. Повреждения костей и суставов наиболее распространенные виды травм опорно- двигательного аппарата. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов. 2. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи. 3. Виды переломов. Меры доврачебной помощи. 4. Практическая работа. 3. Закрепление изученного материала.
Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
- Какие особенности человека связаны с прямохождением?
- Каково строение сустава? - Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? - Что находится в суставной полости? - Что обозначено цифрами 1 и 2? 1 2
Кроссворд 1. Осевой скелет туловища. 2. Часть позвоночника, создающая опору тазу. 3. Подвижное соединение костей в скелете. 4. Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей. 5. Элемент скелета. 6. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины. 7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями. 8. Кости, образующие позвоночник. 9. Часть грудной клетки. 10. Опорная структура организма.
с гк крестец ул лгпде К позвоночникт О плен С уставева Ттно ь Кьн акисть и
В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи.
Проанализируйте ситуацию Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. - Что бы вы сделали на месте девочек?
Тема урока: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему
1 2 -Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок - Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета 3
- Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом? - Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе? Вид сустава при вывихе
Внешний вид конечности при растяжении связок -Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок? - Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?
Иммобилизация верхней конечности с помощью подручной шины при переломе предплечья - Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?
Виды повреждения скелета Растяжение связок ВывихиПереломы Боль, отечность тканей, деформация конечности Нарушение целостности кости Обездвиживание (иммобилизация) Боль, припухлость сустава, посинение, ограниченность движений из-за боли Растяжение или разрыв связок при травме сустава Мягкая фиксирующая повязка на сустав. Холод на область сустава Из-за разрыва или растяжения суставной сумки головка кости выходит из ямки сустава Резкая боль, ограничение движений сустава и опухоль Обездвиживание (иммобилизация). Холод на область сустава Бережно доставить пострадавшего в ближайший травмпункт
- Какая травма изображена на рисунке? -Чем отличается закрытый перелом от открытого? - Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе? Симптомы. Резкая боль в области перелома, усиливающаяся при движениях. Укорочение и деформация конечности. Подвижность в месте перелома. Резкая болезненность в области перелома даже при осторожном ощупывании. Отек. - Как оказать первую помощь? Закрепление изученного материала
Другие переломы Такой валик используется при травмах головы Так фиксируются сломанные пальцы Так поступают при переломе ключицы При сломанных ребрах, туго бинтуют грудную клетку При переломе позвоночника пострадавшего осторожно укладывают на ровную доску
Источники информации htm 4. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: «Паритет», с.(Серия «Поурочное планирование».) 5. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; - ВАКО, – 416 с.(В помощь школьному учителю).