3 часть темы «Рефлексия»: МЕХАНИЗМЫ МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Advertisements

© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Что такое «методология»? Чем она отличается от «науки» и «философии»?
Организация понимания в образовании: технологии и результаты.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Цой Любовь Николаевна канд. соц.наук Организационный Конфликтменеджмент © Обучение рефлексии в «offline» и «online» коммуникации.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Лекция 1 Тема: «Проектная деятельность как психологическое новообразование учащихся»
ОтличияБытовое общениеМыслекоммуникация Характер (природа) Естественно- натуральное, спонтанное Естественно - искусственный характер, как правило, специально.
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Вячеслав Марача – Рефлексивный анализ Чтений-2008 под углом зрения понятия «практики методологии» Вячеслав Марача –
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Транксрипт:

3 часть темы «Рефлексия»: МЕХАНИЗМЫ МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Механизм РЕ по Аристотелю физика метафизика БОГ самообоснование мышления Бога РЕ нужна для оправдания метафизики

Механизм РЕ по Локку РЕ нужна для обеспечения веры и познания идея Табло сознания (tabula rasa) действие Эмпирический опыт РЕ - отражение человек

Механизм РЕ по Лейбницу РЕ нужна для контроля за деятельностью сознания по построению понятий По Построение понятия РЕ - контроль за логикой построения понятий Нормы логики N сознание человек

Механизм РЕ по Канту Гносеологический субъект РЕ нужна для нахождения трансцендентальных условий образования понятий Пространство чувственного восприятия Пространство рассудка Пространство разума Известный предмет Понятие Схема ? ? Неизвестный предмет Нет понятия Условия образования понятия РЕ Трансцендентальная граница

Механизм РЕ по Фихте человек сознание Филиация мысли Объективный носитель РЕ – освобождение РЕ нужна для освобождения от мысли

Механизм РЕ по Гегелю Непосредств. данность вещей РЕ нужна для саморазвития понятий ПО РЕ-синтРЕ-анти РЕ-синт РЕ-анти Абсолютный субъект РЕ-синт противоречие снятие противоречие снятие Мышление Бытие ПО

Механизм РЕ по Лефевру РЕ нужна для осмысленного участия в конфликтах (играх) мышление * * Телесный человек рефлектирующий конфликт Взаимный рефлексивный расчет маска Теория рефлексивных игр сознание

СМД-методология сняла (в смысле Гегеля: заимствовала существенное и привнесла новое) всю линию развития рефлексии: от Локка до Лефевра

От Локка заимствовала отражение в сознании процессов МЫ (А) Δ ХΔ Х Δ ХΔ Х ассоциативная связь сознаниемышление отражение РЕ образ знаковой формы образ объекта знаковая форма объект оперирования Схема «квадрата»

От Лейбница заимствовала нормативный рефлексивный контроль за логикой разворачивания мысли (А) (В) f * N логики Пространство культуры Пространство реальности Объективированный носитель (доска) Схема культурного нормирования

От Канта заимствовала: 1) трансцендентальный характер РЕ 2) метологический принцип рефлексивной работы с условиями построения понятий 3) рефлексивный характер схем МЫ и ДЕ

От Фихте заимствовала: 1) принцип инструментальной работы с мыслью на объективном носителе (доске) 2) принцип свободы сознания от построений мышления

От Гегеля заимствовала: 1) идею и принцип развития через проблематизирующую рефлексию * Sit прошлая ДЕ пкт настоящая МД будущая ДЕ Схема методологического «велосипеда»

2) принцип тотальной рефлексии МД * * * * * * МЫ М-К М-Де Схема мыследеятельности 3) принцип содержательной рефлексии (направленной на решение практических задач) От немцев в целом – активно- деятельностный характер рефлексии От Лефевра – графику «человечка»

Некоторые принципиальные моменты ДЕ-рефлексии 1) ДЕ «соткана» из «актов ДЕ», связанных рефлексией Некоторые принципиальные моменты ДЕ-рефлексии 1) ДЕ «соткана» из «актов ДЕ», связанных рефлексией АКТ 1 АКТ 4 АКТ 5 АКТ 3 АКТ 2 Деятельность – кооперативна за счёт рефлексии РЕ

2) Центральное место в акте ДЕ занимает «ДЕ-позиция», изображаемая в виде условного «человечка» - не телесный человек. Это – место, куда человек может «войти» - поместить свою активность, чтобы действовать Примечание: голубым цветом помечены материальные элементы акта деятельности, жёлтым – идеальные, красным – РЕ интенции ИМ ПР Ц ЗНЗН Акт деятельности ср

3) У ДЕ-позиции может быть 2 смысла а) в нормативных схемах – образцовый (культурный) способ работы («свёрнутый» внутрь) б) в ситуативных схемах – место, куда может войти человеческая активность и начать действовать произвольно (неизвестным способом) пкт иссл упр Позиции задают пространство ДЕ «человек» - схема самоопределения

4) Рефлексия возникает как внешняя (к деятельности) позиция пкт иссл упр * Переходы между ДЕ-позициями и обсуждаются как рефлексия

5) Рефлексия имеет 3 функции: - связывает (организует) разные позиции в деятельности (перескоки между «пустыми местами») - выявляет затруднения в деятельности (рефлексивный выход и рассматривание средств ДЕ) - обеспечивает развёртывание ДЕ (РЕ-погружение в ДЕ – «шаг развития») «Творчество» - встраивание новых позиций * ср

6) Пространтво работы РЕ-позиции: Процесс от РЕ к МЫ – артификация (экстрагирование практического опыта) * МЕ-РЕ МЕ-МЫ Практики организатор Процесс от МЫ к РЕ – организация (прихватывание разных мыслеформ и задание с их помощью новых способов организации) МЕ-конструктор «верстак МЫ» Музей МЕ- средств (Культура) РЕ привязана к практике

7) Рефлектирующая и рефлектируемая позиции – не равноправны: продолжение ДЕ возможно (после РЕ-остановки) - либо на основе рефлектируемой (тогда это – «заимствование позиции») - либо на основе рефлектирующей (тогда это – «рефлексивный подъём»)

8) Рефлекия связывает : А) не предметы (не вещи и людей), а способы (схемы) их взятия (стоящие за предметами и людьми) Б) на основе инструментов мышления (понятий, категорий, схем) * ПОКАСХ предметы способы рефлексия инструменты МЫ

9) Рефлексия – основа МЕ-схематизации * Сп 1 Исходная позиция * Сп 2 Новая позиция Развёртывание ДЕ ** схема

10) Рефлексивный механизм выделения деятельностных позиций См 1 Сп 1 Место 1 * Сп 1 сворачивание схематизация понимание См 2 * Сп 2 Место 2 См 3

11) Реконструкция истории в СМД-методологии Историческое прошлое Историческая реконструкция * Организуемое настоящее Проектируемое будущее Введение новых позиций Исторический тупик Цель

Рефлексивные механизмы в методологии общественных изменений (в общественой инженерии)

Ситуация взаимодействия «преобразователя» и общества Преобразователь Культура Результирующая траектория Общество и общественные образования Воздействие на общество * Рефлексия- сопротивление N

Схемы, рефлектируемые общественным инженером Схема само- организации общественного инженера Плацдарм Траектория становления Схема организации плацдарма Схема участия в становлении *

Рефлексия общественных изменений авторизация N преобразователь Проблемные ситуации Направление движения общества Освоение через нормы N 5 Место встречи в будущем Траектория становления новообразование 6 * игры РЕ-интерпретация