Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками «этим органом всех органов», писал Джордано Бруно
В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка, сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву для формирования речи.
Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе Обучение письму - сложный вид работы для любого ребёнка. Исследования многих педагогов и психологов показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.
В формировании навыка письма выделяются три основных этапа. Первый этап, аналитический, овладение отдельными элементами действия. Второй этап, синтетический, - соединение отдельных элементов в целостное действие. Третий этап, автоматизация, - это и есть образование навыка как целостного действия, где уже не требуется осознанной регуляции и контроля каждого элемента.
Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия Изготовление бус; Собирание матрешек, мозаики; Застегивание молний, пуговиц, кнопок; Лепка, шнуровка;
Для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры «Перебираем крупу» Понадобятся две пустые коробочки и одна - со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками и пр. работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части. «Забей мяч в ворота». Ребенок сидит за столом, в руках у него шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мяч по столу так, чтобы он попал в ворота.
«Погладим платочки для мамы и для дочки». Перед каждым ребенком – скомканный лист фольги. Нужно пальцами одной руки разгладить лист так, чтобы он не порвался.
«Сделай так же». У педагога набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребенка – спички и маленький кружок. Взрослый показывает одну карточку 5 секунд. Ребенок запоминает положение человечка и складывает его из спичек и кружка у себя на столе.
Прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их.
Обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.
Дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку
Штриховка
Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги
Обведи рисунок по точкам
Нарисуй рядом такую же точно картинку
Продолжи узор (по клеточкам)
Графический диктант
Нарисуй такую же фигуру по клеточкам
Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок
Метод «пальчикового» чтения
Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного мышления, математических, творческих способностей детей, общему речевому развитию, а также предупреждению оптической дисграфии.
Кроме того, успешность работы по формированию мелкой моторики рук зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии воспитателя, учителя и специалистами школы- интерната.
Мелкая моторика пальцев: стимулирует речевое развитие; повышает работоспособность головного мозга; оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.