Драматургия М.Горького Драма «На дне» и система образов Автор: Тарасенко Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края
Начало драматургии Горького 1901 год Крым Горький Чехов МХАТ «Чайка» «Не любить театр- невозможно, не писать для него- преступление» М.Горький Горький читает артистам пьесу «На дне»
Драматургия Горького Пьесы: 16 На дне Дачники Дети солнца Варвары Мещане Васса Железнова Егор Булычев и другие Достигаев и другие
Своеобразие пьес Горького Предназначены только для сцены Автор не может прямо выразить позицию Авторская позиция выражена в диалогах, монологах, действиях героев. Нет лишних героев - все герои должны реализовать себя. Особая нагрузка падает на конфликт. Пьесы – сцены, центробежная драматургия: столкновение неоднородных мироощущений, брожение мысли по одному какому-то вопросу.
Премьера пьесы «На дне» 18 декабря 1902 г. Чехов: «… Публика будет уходить с непривычки» Потрясающий успех Горький нарасхват: часто выходил кланяться, смущенный: «А хорошо, черт подери!» По личному распоряжению царя ЗАПРЕЩЕНА Промышленный кризис людей босяки, нищие преступность МАРГИНАЛЫ – люди с обочины жизни
Название пьесы НА ДНЕ… первоначальные названия: «Ночлежка» «Дно» «Без солнца» «На дне жизни» общая тема бессолнечной жизни На дне жизни На дне души (ниже некуда)
Составные части любой пьесы Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Драматургический конфликт Афиша знакомство с героями пьесы
Экспозиция Откроем занавес Что представляет собой ночлежка? внешний план внутренний план ПОДВАЛ ШУМ ПЕЩЕРА РУГАНЬ МРАЧНО ССОРЫ ДНО ЖИЗНИ
Герои пьесы Как автор представляет их? ПО ИМЕНИ ПО ПРОЗВИЩУ ПО ФАМИЛИИ Анна Настя Наташа Лука Сатин Актер Клещ Барон Квашня Татарин Бубнов Пепел НЕОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Сходства Чем они похожи? o отщепенцы, отбросы; o прошлое – лучшее; o настоящее – ад; o будущее - нет; o все понимают: они «бывшие»: картузники, актеры, бароны, слесари и т.д. положение ненормальное М А Р Г И Н А Л Ы ЯЧЕЙКИ ПОЛОЖЕНИЕ НЕОДИНАКОВОЕ примирились страдают стремятся помочь
Отношение к морали Разговор в лицах (Клещ, Пепел, Бубнов) Что можно сказать об их системе ценностей? Люди, отрекшиеся от морали: «Про честь и совесть я промолчу. Совесть и честь вместо сапогов не наденешь. Она нужна тем, у кого власть. Главное – талант, а талант – вера в себя!» экспозиция завязка «Доброго здоровья, народ честной…»
Завязка пьесы Что нужно, чтобы запустить механизм драмы «На дне»? появление Луки: - Доброго здоровья, народ честной! - Был честной, да позапрошлой весной… - Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все- черненькие, все – прыгают… так-то.
Актуальность пьесы «На дне» современная пьеса главная мысль: тяжесть жизни уродует людей, порождает в них злобу, жестокость, преступность
Домашнее задание Характеристика героя (обитателя ночлежки) Рассказ о герое от 1-го лица Сколько лет герою? Что привело на дно, как попал в ночлежку? Отношение к жизни на дне, о чем мечтает? Отношение к ночлежникам, Луке, Сатину? Отношение к нравственным категориям (к правде, совести, чести и т.д.)? Как представлен автором (афиша к пьесе) говорящие (имя, прозвище, фамилия)?
Информационные ресурсы b553f8bae648b21e4089. jpg b553f8bae648b21e4089. jpg jpg _tonnel.gif.jpg _tonnel.gif.jpg content/uploads/2011/01/MoskvinIvan3. jpg content/uploads/2011/01/MoskvinIvan3. jpg jpg AAAAAAAdUg/WiQHbLrO1GY/s640/ jpg AAAAAAAdUg/WiQHbLrO1GY/s640/ jpg