Определение целей обучения Э.В. Ким Методическая лаборатория географии МИОО
Определение целей обучения Цели обучения это те умения и навыки, которые должен продемонстрировать учащийся для предъявления своих знаний. Цели описывают желаемые результаты обучения, а не сам учебный процесс.
Почему важно определение целей обучения Причина 1. Четко определенные и сформулированные цели обучения основа для определения содержания учебного материала, используемых источников, методов обучения.
Почему важно определение целей обучения Причина 2. Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется.
Почему важно определение целей обучения Причина 3. Ясное описание целей обучения помогает обучаемому сконцентрировать внимание на существенных сторонах предлагаемого материала, сознательно направлять усилия на достижение целей в процессе обучения.
Ясное определение целей обучения служит основой –для определения содержания и методов обучения, –для оценки результатов обучения, –для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса.
Три основных составляющих хорошего определения целей обучения ясность «исполнения» - что именно сможет сделать обучаемый? определенность условий – при каких условиях он это сможет делать? информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?
«Исполнение» Формулировка цели всегда сообщает о том, что сможет делать обучаемый. Она описывает процесс или результат исполнения соответствующих цели действий ученика.
Описание действия Слова, описывающие "исполнение""состояние" Написать Понимать Перечислять Знать Выделять Уметь Указывать Обладать Демонстрировать Ценить Выбирать Видеть
Пример «исполнения» «В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения» Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Часть 1.
Хорошая формулировка "После изучения курса географии основной школы смогут: перечислить не менее трех отличий и сходства плана, глобуса и карты; указать в полученном списке географических карт (с указанием масштаба карт) те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности; написать названия не менее десяти общих условных знаков и элементов для географической карты, плана и глобуса, и указать их роль в чтении географической карты, плана или глобуса; распознавать условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе; соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями; перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов; суммировать в письменной форме принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач.
Практикум (второй пример) «В результате обучения географии ученик должен знать и понимать специфику географического положения Российской Федерации». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I, «Основное общее образование»
Практикум (продолжение) Назвать и показать на карте крайние точки России; Рассчитать протяжённость территории с запада на восток и с севера на юг; Назвать не менее трёх видов границ в море; Привести не менее четырёх примеров государств сопоставимых по площади с Россией; Перечислить и показать на карте страны, граничащие с РФ на суше; На контурной карте показать и назвать по две страны, граничащих с Россией на западе, юге и востоке. Привести не менее двух примеров, подтверждающих, что Россия – северная страна; Выразить своё мнение о том, какие границы наиболее благоприятны для связи с другими странами; Отличать в представленном тексте определения местного, поясного и декретного времени; Привести не менее трёх причин по которым без учёта часовых поясов не может развиваться хозяйство страны; Сделать вывод о причинах, позволяющих назвать географическое положение России уникальным.
«Условия» Формулировка цели сообщает (если это необходимо), при каких условиях будет осуществляться желаемое исполнение.
Условия исполнения "Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции".
Уточненные условия исполнения Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции с помощью формулы, где П - доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении страны.
«Критерии» Формулировка цели сообщает (если это возможно), насколько хорошо должно выполняться исполнение (каков его приемлемый уровень).
Критерии «Сопоставить название страны с её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут»
Как определить хорошо сформулированные цели обучения? Что должен исполнить обучаемый, чтобы продемонстрировать успешность обучения? Что при этом может и/или не может использовать обучаемый? Как определить, что исполнение действительно успешно, а цель обучения достигнута?
Практикум «В результате обучения географии ученик должен знать и понимать производственный потенциал машиностроения, географию отрасли, географические проблемы и перспективы развития». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I, «Основное общее образование»
Практикум (продолжение) Примеры определения целей обучения Привести не менее трёх примеров –наукоёмких, –трудоёмких, –металлоёмких отраслей машиностроения; Назвать и показать на экономической карте РФ основные районы автомобилестроения; Написать вывод о причинах выделения машиностроения как ведущей отрасли промышленности страны.
Как подготовить "хорошо определенные" цели обучения Шаг 1. Выберите глагол, который лучше всего передает желаемое поведение обучаемого (исполнение). Шаг 2. Определите условия, при которых должно выполняться желаемое поведение. Шаг 3. Сделайте черновой набросок описания цели, используя выбранный вами глагол и условия. Шаг 4. Напишите еще одно предложение, описывающее критерии, которым должно удовлетворять желаемое исполнение. Шаг 5. Отредактируйте получившееся описание, стараясь сделать его, по возможности, ясным и лаконичным. Шаг 6. Прочтите полученное описание и задайте себе следующие вопросы: –Насколько адекватно получившееся определение описывает условия, исполнение и критерии? –В какой мере это определение поможет в разработке соответствующего учебного материала? –В какой мере это определение диктует выбор способов исполнения обучаемого? –Смогут ли несколько независимых экспертов, пользуясь этим определением цели, согласиться с тем, что исполнение подтверждает или не подтверждает освоение изучаемого материала?
Э.В. Ким